«Viberi» Банковская гидравлика
«Viberi» Банковская гидравлика«Серьезная проблема российского рынка межбанковского кредитования в том, что он “короткий”. Его нельзя использовать для финансирования долгоиграющих проектов. Львиная доля сделок приходится на овернайты. Кредиты длиною в месяц уже редкость. А многолетние – тем более: это либо разовое явление, либо синдицированный кредит», – описывает нынешнее положение дел директор казначейства банка «КИТ Финанс» Святослав Кузнецов.
Жить на 3%. Денежная позиция банка в течение дня может сильно меняться. Задача дилера – обеспечить достаточное количество денег на корсчете для проведения клиентских платежей. В случае нехватки он привлекает однодневный кредит, ликвидируя тем самым кассовый разрыв. То же самое он делает, если требуется «вытянуть» нормативы ликвидности (Н2, Н3). «Многие средние банки выполняют нормативы именно за счет овернайтов», – свидетельствует вице-президент Номос-банка Василий Федоров. Возникает и обратная ситуация: денег на корсчете более чем достаточно, но инвестировать их в высокоприбыльные активы по каким-либо причинам невозможно. Тогда дилер «заставляет работать» избыток денежных средств, размещая его в виде однодневных кредитов другим банкам. Кроме того, если финансовое учреждение оперирует на бирже, ему нужен денежный запас на торговых площадках. «Межбанк» решает и эту проблему.
Сегодня при помощи операций на МБК сложно получить существенную прибыль, хотя катастрофические убытки тоже не грозят. «Разница в ставках обычно невелика, да и рынок сам по себе не особенно волатилен, – рассказывает начальник сектора депозитных операций дилингового центра Металлинвестбанка Евгений Алпаров. – Поскольку основной объем межбанковских кредитов составляют овернайты, влияние оказывают изменения в течение дня, а они, как правило, незначительны». Впрочем, дилеры банков-маркетмейкеров, работающие с большими объемами средств, способны извлекать вполне приличный доход: если речь идет о миллиардах рублей, то спрэд в 1–1,5% – это десятки миллионов.
Рост ставок на МБК чаще всего происходит в конце месяца: банки хотят иметь «красивую отчетность» с хорошими показателями, а в конце квартала – еще и в связи с налоговыми выплатами. Но так происходит не всегда. Например, в нынешнем июне этой тенденции не наблюдалось: в последние дни месяца ставки находились в коридоре 3–4% годовых. «У банков было много денег», – лаконичен Евгений Алпаров.
Повышение ставок может спровоцировать какое-нибудь существенное для рынка событие. «Например, выпуск облигаций федерального займа. Государство привлекает в бюджет значительный объем средств. Деньги уходят с рынка – ставки начинают расти, – рассказывает начальник казначейства Альта-банка Иван Лаптиев. – В принципе, то же самое происходит, и когда ценные бумаги размещает какая-нибудь крупная компания. Только это менее заметно. Если же, наоборот, происходит погашение облигаций, деньги поступают на рынок, и ставки снижаются». Схожие последствия имеют и крупные банковские IPO и SPO. Начальник управления анализа страновых рисков и рисков финансовых институтов Промсвязьбанка Алексей Когорев в качестве примера приводит первичное размещение ВТБ: «Он тогда привлек очень много денег (около $8 млрд – «Выбери!by»), и почти все они ушли на межбанковский рынок».
Основной риск, который берет на себя дилер, заключая межбанковскую сделку, – это риск непоставки денежных средств. Способов снизить его – масса. Банковские аналитики тщательно изучают информацию по уже имеющимся и потенциальным партнерам. Контрагенты ежемесячно обмениваются тремя (раз в квартал – четырьмя) формами отчетности. На их основе, а также на базе сведений, почерпнутых из СМИ, и иногда инсайдерской информации проводится анализ банка и выносится вердикт: выдавать кредит или нет, а если выдавать, то сколько. На каждого контрагента устанавливается лимит. «Крупные операторы снижают свои риски, либо вообще не кредитуя мелких игроков, либо кредитуя под залог каких-либо активов: ценных бумаг, золота, валюты», – объясняет Василий Федоров.
Задержка рейса. В работе региональных банков возникают специфические сложности. Если средства поставляются им позже третьего рейса (после 16.00), они «видят» их не раньше следующего утра. Даже когда деньги уходят ранними рейсами, существует вероятность, что возникнут перебои с обработкой платежей в Межрегиональном центре информатизации, и они не успеют поступить на счет до закрытия дня. Это чревато появлением картотеки непроведенных клиентских платежей, штрафными санкциями, пристальным вниманием со стороны ЦБ, и, в конце концов, закрытием лимитов на кредитную организацию. Попробуй объясни потом партнерам, что такого-то числа такой-то банк вовремя не поставил тебе деньги. «С другой стороны, если во второй половине дня у регионального банка имеется избыточная ликвидность, он уже не может разместить свободные средства, точно так же как и привлечь их. Поэтому операторы из регионов стараются иметь расчетные счета в столичных кредитных организациях или открывать филиалы в Москве», – говорит Святослав Кузнецов.
ИГРОКИ: Межбанковские кругиНа рынке МБК, как и на любом другом, есть крупные игроки – маркетмейкеры, участники среднего и мелкого масштаба, от которых мало чего зависит.«Большинство российских кредитных организаций имеют доступ к МБК, – рассказывает заместитель начальника управления операций на денежном рынке СБ банка Наталья Демидова. – Рынок условно делится на несколько кругов. В первый круг входят госбанки, дочерние структуры иностранных кредитных организаций и крупнейшие московские операторы. Во второй – средние московские и крупные региональные игроки. В третий – остальные участники». Святослав Кузнецов отмечает, что банки первого круга объединяет одна особенность: «Они всегда ликвидно-достаточны либо ликвидно-избыточны. И, как правило, основная денежная масса, выплескиваемая на рынок, исходит именно от них». «Проблему коротких денег банки второго и третьего круга решают открытием взаимных лимитов, создавая тем самым пул из целого ряда операторов, которые кредитуют друг друга», – поясняет Наталья Демидова. Изредка пополняя список контрагентов, банки работают с одними и теми же, годами проверенными, партнерами.
Есть ли повод для беспокойства?Василий Федоров:– Можно сказать, что кризис ликвидности обошел стороной российский денежный рынок. Вероятно, именно благодаря действиям Центробанка. Многие кредитные организации воспользовались его помощью. Конечно, определенные сложности были. Например, закрывались лимиты на некоторых нерезидентов. Но значительного ухудшения ситуации не наблюдалось.
Наталья Демидова:– В целом межбанковский рынок достойно пережил кризис ликвидности. Несмотря на устрашающие прогнозы и негативные тенденции на Западе, российские банки в рамках своих кругов не закрывали лимиты и поддерживали друг друга.
Евгений Алпаров:– Сейчас ситуация на рынке стабильная. Ставки держатся на уровне 3–4%. Судя по остаткам на корсчетах, пока еще денег много. И особенных проблем с ликвидностью не намечается.
Святослав Кузнецов:– О кризисе ликвидности говорить пока рано. Да, прошлой осенью ставки повысились, отчасти из-за оттока средств за рубеж. Но зимой ситуация стабилизировалась. В апреле рынок был расслаблен, в мае – насыщен деньгами. И сейчас денег у банков много. Ставки по кредитам стандартные. Недавно наблюдалась небольшая реакция рынка на повышение ставки рефинансирования, но серьезных волнений пока нет.
Рубрики