«Viberi» Банкиры помнят про родство
«Viberi» Банкиры помнят про родствоСемейная преемственность в банковском бизнесе, как и в любом другом, – распространенная практика во всем мире, отмечает аналитик агентства «Рус-рейтинг» Виктория Белозерова. Один из главных плюсов семейного бизнеса заключается в полном контроле над собственностью – из своего кармана воровать не будешь. Недобросовестные наемные топ-менеджеры не редкость. Допустим, они могут предоставлять ссуды за некое вознаграждение неплатежеспособным заемщикам. Поэтому, отмечает аналитик компании «Брокеркредитсервис» Денис Мухин, «свой» человек на руководящей должности – гарантия сохранности средств. Особенно часто такой позиции придерживаются владельцы небольших и средних банков, которые обслуживают определенный круг клиентов: мол, зачем привлекать к руководству «чужаков», посвящать их в секреты, платить солидные деньги, когда можно справиться собственными силами? Скажем, средний по размеру банк «Московский капитал», который тесно сотрудничает с предприятиями строительной отрасли, является семейным бизнесом семьи Крестиных: вместе с председателем правления Виктором Крестиным работает его сын Роман в должности зампреда.
Как отмечают эксперты, «семейственность» также характерна для банков, обслуживающих основной бизнес владельцев. «В таком случае банк может скорее минимизировать издержки, чем приносить доходы, он встроен в существующую систему бизнеса владельцев, обслуживает платежи, позволяет привлекать ресурсы», – отмечает ведущий аналитик группы компаний «Регион» Валерий Вайсберг. Вместе с тем карманным финансовым учреждениям все труднее работать, в частности привлекать деньги даже на внутреннем рынке, поскольку крупные игроки относятся к «меньшим братьям» с опаской. Да и обслуживать основной бизнес сегодня зачастую оказывается выгоднее и комфортнее в независимом банке, который активно развивается и осваивает современные технологии.
В душевном стиле. Если семейный банк является профильным активом, то может работать вполне эффективно: родственники развивают общее дело, зарабатывают деньги для себя и своих детей. Как отмечают эксперты, банки, где собственники одновременно являются топ-менеджерами, отличаются от других кредитных организаций стилем ведения дел. «В них более неформальная атмосфера, – уверяет гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников, – человеческий фактор для «родственного» банка играет большую роль, у них меньше ротация кадров».
В то же время такие банки более консервативны с точки зрения управления, особенно если это единственный актив. Собственники не станут подвергать свое детище высоким рискам, будут действовать осмотрительно и осторожно. Кредитная организация никогда не будет восприниматься как проект, который нужно реализовать в кратчайшие сроки (такое отношение характерно для наемного менеджмента).
Акционеры-«чужаки». На определенном этапе развития семейный бизнес может ощутить нехватку ресурсов – как финансовых, так и человеческих. И родственники решат привлечь капитал со стороны. Как считают некоторые эксперты, семейный банк может оказаться вполне привлекательным с точки зрения инвестиций. Допустим, купив долю в подобной кредитной организации, инвестор вряд ли столкнется с ситуацией, когда председатель правления через несколько месяцев после сделки покидает кредитную организацию и уводит с собой всю команду.
Небольшой семейный банк может рассчитывать и на привлечение зарубежного капитала – при условии, что у кредитной организации прозрачная структура собственности и «понятные» клиенты. В качестве примера можно привести довольно динамично развивающийся банк «Центр-инвест», зарегистрированный в Ростове-на-Дону. Его совладельцами являются председатель правления Василий Высоков (13,3% акций) и его жена Татьяна Высокова (13,04%), а дочь Ольга возглавляет представительство банка в Лондоне. Два года назад в капитал финансового учреждения вошел Европейский банк реконструкции и развития, получив 25,23% акций.
Любопытный пример семейного бизнеса с иностранным участием – некрупный региональный банк «Иваново». Он управляется супругами Борисом (председатель совета директоров) и Мариной (член совета директоров) Большаковыми. В 2003 году они приобрели ивановскую кредитную организацию, но изначально строили бизнес при «подавляющем» участии иностранного капитала: семье Большаковых принадлежит лишь 20% акций, а 80% – американцу Чарльзу Тейлору, владельцу Blue Ridge Savings Bank, расположенного в штате Северная Каролина. Банк «Иваново» делает ставку на обслуживание клиентов своего региона – представителей малого и среднего бизнеса, а также частных лиц.
Эксперты отмечают: когда у семейного банка появляются сторонние совладельцы, «поставить» сына, жену, дочь или другого родственника на руководящий пост становится все сложнее. «Да и не всегда «родственные» назначения являются рыночными, – отмечает Виктория Белозерова, – чтобы успешно развиваться, необходимо привлекать сторонних «точечных» специалистов, которые хорошо разбираются в приоритетных для банка направлениях бизнеса».
Семейное «Возрождение». Одна из самых известных семей в российском банковском бизнесе – отец и сын Орловы, совладельцы банка «Возрождение». Председатель правления Дмитрий Орлов владеет 34,88% акций. Его сын Николай Орлов, проработавший в банке более 10 лет, является зампредом и владеет 2,43% (по данным на 01.07.06). «Возрождение» относится к банкам, образовавшимся в процессе распада системы советских финансовых учреждений – Жилсоцбанка, Агропромбанка, Промстройбанка. «Во время приватизации часть этих кредитных организаций перешла в собственность топ-менеджмента, часть – в руки крупных клиентов, – поясняет Валерий Вайсберг. – У банков, возникших на обломках советских финансовых институтов, была хорошая клиентура, которая давала возможность для роста, если новым владельцам удалось выработать единую стратегию».
«Возрождение» создали топ-менеджеры областного отделения Агропромбанка СССР. Им удалось не растерять основных клиентов, среди которых преобладают подмосковные предприятия. Банк продолжает делать ставку на обслуживание корпоративных клиентов, организует множество зарплатных проектов для их сотрудников, выдает им кредиты. У многих жителей Подмосковья кредитная организация пользуется высокой популярностью.
«Конверс» с группой. Владельцы финансовой группы «Конверсбанк» отец и сын Антоновы начали строить ее на основе одноименной кредитной организации, купленной у МДМ-банка в 2002 году. Семья к тому моменту уже владела Академхимбанком (в 2005 году его переименовали в Конверсбанк-Москва, а в скором времени он будет называться Столичным торговым банком).
В группу семьи Антоновых входят не только российские кредитные организации (московские Конверсбанк, Конверсбанк-Москва, Интерпрогрессбанк, калининградский Инвестбанк, екатеринбургский Гранкомбанк, красноярский «Енисей», Воронежский промышленный банк), но и зарубежные финансовые учреждения – литовский банк Snoras, латвийский Latvijas Krajbanka и приобретенный весной текущего года британский холдинг Pointon York (PY), переименованный в Conversbank (UK).
Президентом «Конверс груп», управляющей компании финансовой группы, является Александр Антонов. Одновременно он входит в совет директоров Конверсбанка. Его сын Владимир Антонов занимает должности председателя совета директоров «Конверс груп» и Конверсбанка, владеет 81,76% акций последнего. Антонов-старший больше занимается российскими активами, Антонов младший – зарубежными.
Любопытно, что ни Конверсбанк, ни Конверсбанк-Москва так и не прошли отбор в систему страхования вкладов. Вместе с тем Антоновы добились разрешения Financial Serviсes Authority (регулятора финансового рынка Великобритании), предъявляющего очень жесткие требования к раскрытию структуры собственности и прозрачности бизнеса, на приобретение PY. Как уже писал «Выбери!by» (№ 17), причина «нелюбви» ЦБ к Конверсбанку может заключаться в том, что в кредитной организации работали менеджеры с запятнанной с точки зрения регулятора репутацией. К примеру, советником председателя правления Конверсбанка некоторое время являлся Александр Тимофеев – экс-руководитель банка «Кредиттраст». В июне 2004 года этот банк лишился лицензии, после чего против Александра Тимофеева, перешедшего в Конверсбанк, было возбуждено дело по обвинению в преднамеренном банкротстве.
Бизнес по-братски. Промсвязьбанк – один из активов братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых, которые являются совладельцами многих компаний, в частности системного интегратора «Техносерв А/С», завода «Криогенмаш», газеты «Аргументы и факты».
Братья Ананьевы объявили, что являются бенефициарами Промсвязьбанка полтора года, хотя создали финансовую организацию в 1995 году совместно с компанией Московский междугородный и международный телефон (ММТ) с целью обслуживания интересов оператора связи. Постепенно доля ММТ снизилась с 35 до менее чем 1%. Для братьев Ананьевых банк из организации, обслуживающей интересы предприятий связи и собственного бизнеса, превратился в самостоятельный интересный актив, который постепенно оброс широкой клиентской базой. В последнее время финансовое учреждение стало делать ставку на розницу.
Доля братьев в банке всегда была равной – сейчас каждый из них имеет по 49,86% акций. До недавнего времени председателем совета директоров был Дмитрий Ананьев, однако покинул этот пост, став представителем Ямало-Ненецкого автономного округа в Совете Федерации. Совет директоров Промсвязьбанка возглавил брат Алексей.
В ближайшее время доля Ананьевых в банке уменьшится на 15,32% акций, которые приобретет вторая по величине кредитная организация Германии Commerzbank (сделку вскоре должен одобрить ЦБ), заплатив 2,5 млрд рублей. При этом некоторые аналитики уверены, что продажи всей кредитной организации в ближайшее время ожидать не стоит, поскольку стоимость банка пока невысока: сделка с Commerzbank заключена с коэффициентом 1,2 (отношение стоимости всех акций банка к его собственному капиталу). Однако вхождение в капитал зарубежного инвестора позволит кредитной организации развиваться более динамично и в итоге увеличить свою стоимость.
Без подробностей. Мастер-банк, называвшийся до 1999 года банком «Ронекс», создавался для работы со столичными муниципальными структурами. Кредитная организация неразрывно связана с семьей Булочников. Надежда Булочник занимает пост председателя совета директоров. Она в оперативном управлении не участвует и официально владеет 0,64% акций кредитной организации (по состоянию на 01.04.06). Дела ведут ее муж Борис – председатель правления, а также сын Александр – зампред (1,325 и 2,58% акций соответственно). Более детально о структуре собственности Булочники не распространяются, конечные бенефициары входящих в капитал банка ООО не раскрываются. «Для ряда семейных банков характерно иметь закрытую структуру собственности. Часто они имеют поддержку извне в виде влиятельных лиц во власти и бизнесе», – говорит Виктория Белозерова. В то же время Мастер-банк довольно активно заявляет о себе как об универсальной кредитной организации, предлагая в том числе розничные продукты. Летом текущего года Мастер-банк объявил о начале выпуска в России карт Visa Mini, которые по размеру почти в два раза меньше стандартных («Выбери!by» № 21).
Крепкий тыл. Семейной кредитной организацией можно назвать и Бинбанк, входящий в группу «БИН» (в нее также входят компания «Русснефть» и промышленно-финансовая компания «БИН», специализирующаяся на недвижимости). Как юридическое лицо группа не существует, компании связаны на уровне родственных связей. Начало Бинбанку, как и всей группе, положил Михаил Гуцериев, дядя нынешнего президента банка Михаила Шишханова. Кредитная организация была основана в 1993 году. Вскоре основатель передал пост главы банка племяннику, который сегодня является владельцем 64,58% акций. «Мой гуру и в бизнесе, и в жизни – Михаил Гуцериев», – признался недавно «Выбери!by» Михаил Шишханов. 6,19% акций Бинбанка принадлежит родному брату Михаила Гуцериева Саит-Саламу – депутату Госдумы. Хотя Михаил Гуцериев и отошел от банковского бизнеса, он контролирует стратегически важные вопросы и всегда готов поддержать свое детище в трудную минуту. К примеру, когда летом 2004 года в разгар «кризиса доверия» перепуганные вкладчики стали совершать «набеги» на банки, в «Бине» было размещено достаточно средств, чтобы можно было не опасаться проблем с ликвидностью. Вместе с тем в Бинбанке уверяют, что на обслуживание «Русснефти» приходится не более 5% бизнеса кредитной организации.
СЕМЕЙНЫЕ БАНКИБинбанкМихаил Гуцериев, основатель банка, президент компании «Русснефть».
Брат Михаила Саит-Салам Гуцериев, депутат Госдумы, владелец 6,19% акций банка.
Племянник Михаила Гуцериева Михаил Шишханов, председатель правления Бинбанка, владелец 64,58% акций
Банк «Возрождение»Дмитрий Орлов, председатель правления банка, владелец 34,88% акций.
Сын Дмитрия Николай Орлов, зампред, владелец 2,43% акций
КонверсбанкАлександр Антонов (1), член совета директоров.
Сын Александра Владимир Антонов (2), председатель совета директоров, владелец 81,76% акций банка
ПромсвязьбанкАлексей Ананьев, председатель совета директоров, владелец 49,86% акций банка.
Брат Алексея Дмитрий Ананьев, представитель Ямало-Ненецкого автономного округа в Совете Федерации, владелец 49,86% акций
Мастер-банкБорис Булочник, председатель правления, владелец 1,3% акций банка.
Жена Бориса Надежда Булочник, председатель совета директоров, владелец 0,64% акций.
Сын Александр Булочник, зампред, владелец 2,58% акций
ИСТОРИЯБанк сдал, банк принялНепростым вопросом для семейного банка является смена поколений. Скажем, банкир Александр Смоленский, владелец скандально известного банка «СБС-Агро» и созданной на его основе группы ОВК, пытался ввести в банковский бизнес сына Николая. В июне 2003 года он представил молодого человека как председателя совета директоров ОВК. Буквально через полтора месяца группа была продана «Интерросу», после чего Николай Смоленский возглавил обломок отцовской империи – банк «Столичное кредитное товарищество» (СКТ; ранее – «Северо-Западное ОВК»). Но не прошло и года, как контроль над банком получил племянник Александра Смоленского Алексей Григорьев. Весной текущего года банк СКТ был продан Русфинансбанку – «дочке» французской Societe Generale. Таким образом, в семейном банковском бизнесе Александра Смоленского была поставлена точка.
Рубрики