«Viberi» Авторынок: зима-2004
«Viberi» Авторынок: зима-2004Еще недавно большинство соотечественников, получающих приличную зарплату и задумывающихся о приобретении автомобиля, вставали перед выбором: купить на имеющиеся сбережения машину новую, но «нашу», или подержанную, но иномарку. Свежая «девятка» или, скажем, «Волга» в первый год эксплуатации требует дополнительных вложений и начинает работать нормально только «доведенная до ума» или, если использовать жаргон водителей, «сделанная под себя». Правда, работы новой машины отечественного производства хватает ненадолго: как правило, по прошествии трех лет эксплуатации она начинает требовать замены запчастей более настойчиво, что выдерживают обычно лишь самые стойкие поклонники отечественного автопрома. А те, кто таковым не является, стараются поскорее сбыть движимую проблему с рук и зачастую выбирают-таки иномарку, раз и навсегда отказавшись от подобного рода экспериментов.
За те же $6-7 тыс., которых потребует новое вазовское детище, практичный поклонник западного комфорта может взять, к примеру, семилетнюю Mazda 626, или Toyota Corolla, или Nissan Almera. Японское качество, ставшее притчей во языцех, может выйти боком только в том случае, если все же придется менять какие-нибудь запчасти: Япония далеко, и детали, добравшиеся до России, обойдутся в кругленькую сумму. Среди авто от европейских производителей в эту ценовую категорию входят Audi 100, BMW 520i, Volkswagen Golf 3 и т. д.
Впрочем, с приходом на рынок недорогих иномарок и с появлением автокредитования появился другой вопрос: что выбрать?
Новое во всех отношениях. Сегодня цены на отечественные автомобили уже не кажутся столь конкурентными, как, скажем, три года назад, — об этом позаботились главным образом азиатские автоконцерны. Вслед за ними цены снизили европейцы, и в итоге Daewoo Nexia или Renault Symbol в базовой комплектации можно купить за $9000, Skoda Fabia — за $10 000, а гвоздь сезона 2003 года малолитражку Daewoo Matiz — за $7000. Причем последняя составила конкуренцию не только продукции российских автозаводов: в компании Major меня, интересующуюся приглянувшейся «малышкой» Volkswagen Polo (стоимость — от $13 000), предостерегли, что непросто будет потом от «Поло» избавиться: слишком она дорога для небольшой машины по сравнению с тем же «Матизом». Matiz — машина, конечно, на любителя, но сочетает в себе несколько преимуществ, способных склонить чашу весов в сторону «за»: небольшие размеры (что важно для езды по мегаполису), конкурентоспособная цена (вазовская «десятка» стоит не менее $7000) и дешевые (как для «жигулей») запчасти при весьма качественном производстве.
Между тем компания Daewoo, уверенно лидирующая на авторынке по количеству продаж за счет своих недорогих моделей — вышеупомянутых Matiz и Nexia, по итогам 2003 года (за который в России было продано около 180 тыс. иномарок) отдала пальму первенства японской Toyota. У той, как известно, дешевых машин просто нет. Поговаривают, что в следующем году «переходящее знамя» может получить компания Ford — ее Focus по количеству выпускаемых машин бьет все рекорды.
Нечто среднее. Раньше новые иномарки могли позволить себе купить только состоятельные люди. Системы автокредитования, лизинга и trade-in заставили более широкий круг людей обратить больше внимания на машины в ценовом диапазоне от $12 до $30 тыс., дав возможность автолюбителю приобрести то, что действительно ему нужно, а не то, на что в данный момент хватает денег. Популярные сегодня Nissan Almera (от $15 000) и Skoda Octavia ($13 000) соперничают с Renault Megane ($12 500) и Peugeot 206 ($14 500). В другую ценовую категорию попадают новые автомобили марки Volkswagen — Golf и Passat (от $21 000), Peugeot 307 (от $19 300), Nissan Primera (от $21 000) и т. д.
Для того чтобы купить машину среднего ценового класса, не обязательно иметь на руках всю сумму, можно просто взять кредит. Моя знакомая, «белая» зарплата которой составляет около $700, без малого год назад стала владелицей автомобиля Opel Corsa за $12 000, из которых $8000 было взято в кредит. Ежемесячно в течение последующих трех лет она должна выплачивать банку примерно по $230. Автомобиль за год ни разу не ломался, исправно заводится даже в самый лютый мороз, а сумма, с которой ежемесячно приходится расставаться, не отягощает семейный бюджет. Супруг дамы ездит на одной из моделей японской Mitsubishi за $15 000, которую в свое время тоже брал в кредит и давно по нему расплатился. Однако накопить на две машины такого класса было бы тяжело: скорее всего второй машиной в семье в условиях отсутствия политики кредитования стал бы автомобиль отечественного производства.
Короли проселочных дорог. Особых слов заслуживают так называемые внедорожники, представленные сегодня на любой вкус, размер и кошелек. Оставим в покое «Ниву», она же «ВАЗ-2121» (и ее более мощный вариант 2131), и «УАЗ» — о них позже. Однако Chevrolet-Niva (от $9500) больше все-таки «Шевроле», чем «Нива», поэтому относится к очень недорогим импортным вездеходам. Учитывая любовь российских граждан к загородной жизни (а по российским проселочным дорогам подчас не так-то просто проехать), эту доступную по цене машину с приятным дизайном, вероятно, ждет успех у потребителя. А скоро на российский рынок будут поставлять новую, экспортную модель Chevrolet-Niva. Оснащенная двигателем Opel объемом 1,8 л в 125 л. с., а также японской коробкой передач, подушками безопасности и сиденьями с подогревом, она будет стоить около 13 000 евро — об этом сообщил руководитель совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» Джон Милонас, рассказывая о ближайших планах по развитию компании.
Еще один сравнительно недорогой внедорожник — японский Suzuki Grang Vitara (от $21 300) — пользуется успехом за счет элегантного внешнего вида и технических характеристик: он хорошо «держит дорогу», обладает хорошей проходимостью и — что важно для городской езды — имеет небольшой радиус разворота, чем может похвастаться не вся внедорожная братия. Минусом же, по признанию одного из владельцев такой машины, является отсутствие вместительного багажника — много вещей вы на нем не увезете. Конечно, можно подумать о том, чтобы использовать багажник, крепящийся на крыше, но обратить внимание на недостаток места в салоне следует.
Зато эти проблемы легко решает более дорогой (от $27 000) Freelander от Land Rover. Эта машина и выглядит более внушительно. Однако по цене к Grang Vitara ближе Honda HR-V (от $24 000), а к «Лендеру» — Honda СR-V (от $33 200). Лидер продаж Toyota в этой ценовой категории представлена моделями Rav4 (от $32 000) и «большой машиной» Land Cruiser (от $42 000).
При словосочетании «машина больших размеров» нельзя не вспомнить о «вездеходе» под названием Hummer — машине, которой место действительно в пустыне или в более труднопроходимых условиях. Однако спрос на нее есть, правда, привозят автомобиль обычно под заказ, а стоимость такого внедорожника — от $107 000.
Незабытое старое. Несмотря на все богатство ассортимента и цен, позволить себе иномарку по-прежнему могут не все. Машин российского производства все же продается много, и цены на некоторые модели позволяют сделать однозначный выбор в их пользу (см. таблицу). Правда, и они постоянно дорожают — медленно, но верно: с этой недели ВАЗ снова повысил отпускные цены на 2%. Сдаваться отечественный автопром не собирается — в прошлом году Волжским автозаводом было выпущено почти 700 тыс. автомобилей, в 2004-м планируется изготовить почти столько же. А компания «Северсталь-авто», которая сегодня владеет предприятием «УАЗ», планирует построить автозавод в Ульяновске совместно с зарубежным партнером, чтобы выпускать до 50 тыс. машин в год, в том числе новый внедорожник «УАЗ-3163» (сегодня автомобили УАЗ стоят от $4500). Современный дизайн и работа над ходовыми качествами машины должны привлечь потребителя.
Новое «лицо» в этом году покажет и автомобиль «Волга», а пока ГАЗ модернизировал оптику машины. Вместе с новым экстерьером «Волга» приобретет и новый салон. Сегодня самая низкая цена на автомобиль ГАЗ — $5700.
Цены на российские автомобили, $МодельMinMax»ВАЗ-11113″ («Ока») 2600-«ВАЗ-2106″34303700″ВАЗ-21053″35804100″ВАЗ-2107″39004900″ВАЗ-21093″54507100″ВАЗ-21099″41007700″ВАЗ-2110″63009020″ВАЗ-21214» («Нива») 66508760″ИЖ-2126″35505780″ГАЗ-3110″57006600По данным интернет-сайтов
*Цена зависит от комплектации автомобиля
Валюта, которую они выбираютУбоявшись возможных финансовых потерь в результате долгого и методичного падения доллара, некоторые компании начали выставлять цены за автомобили в евро. Поэтому, посещая сайт того или иного автосалона, следует обязательно обращать внимание, чему равна условная единица конкретно у этого дилера.
Однако в условиях жесткой конкуренции некоторые производители и продавцы решили, что для пользы дела нужно стать ближе к народу, и вернулись к долларовым расчетам. Так, представители компании Audi AG считают, что от перехода на американскую валюту в России выиграет не только потребитель, но и сама компания.
Компания Nissan также решила пойти по этому пути — с нового года японский производитель, чей объем продаж в 2003-м на 19% по сравнению с предыдущим годом, оценивает модели в долларах США, надеясь значительно увеличить объем продаж.
СЛОВО ПОТРЕБИТЕЛЯРоман Рыбалов, менеджер консалтинговых проектов ЗАО «Аксион Консалтинг»:- За три года езды на «десятке» ощутил на себе все прелести отечественного автопрома — коробку клинило, тосол тек, синхронизаторы вылетали, электрика отказывала вся по очереди. Не вылезал из сервисов. Прошлой весной наконец-то решился на покупку новой машины, выделил бюджет — $20 000 вместе со страховкой. Выбор делал из новых «японок» пресловутого «Гольф-класса», другие варианты принципиально не рассматривал. Составил список из трех машин одной ценовой категории — Mazda 323, Toyota Corolla и Mitsubishi Carisma. Оценивал по четырем критериям — безопасность, надежность, комфорт и ходовые качества. В результате купил вишневую «Мазду» 323F, кузов хэтчбек, двигатель 1,6 л в максимальной комплектации — автоматическая коробка, полный электропакет, ABS с EBD, кондиционер. «Родная» японская сборка, а не Турция и Голландия. Выложил $16 750 за машину, еще около $900 за хорошую музыку, сигнализацию, брызговики и коврик в багажник плюс $1650 на полную страховку. Итого $19 300, что и планировалось.
Проехал первые 15 тыс. километров. Единственная лампочка, которая загоралась на щитке приборов за это время, — низкий уровень омывающей жидкости. Проблем вообще никаких. Удовольствие, особенно на первых порах, колоссальное. На два первых техосмотра потратил около $200 плюс заплатил $130 за замену колодок. — Но разве это большая плата за активную езду? Больше никогда не сяду за «зубило» или «точило», я этот этап прошел.
Андрей Бойков, главный экономист Московского главного территориального управления ЦБ РФ:- Вот уже три с половиной года езжу на «ВАЗе» девятой модели и в целом доволен. Основные его достоинства — невысокая цена и относительно недорогое обслуживание. Такой выбор кажется мне оправданным, если не эксплуатировать российский автомобиль слишком долго. Поэтому уже сейчас я задумываюсь над приобретением новой машины. Наверное, это снова будет отечественная модель. Новые иномарки привлекательны, но дороги… А приобретение такого автомобиля в кредит перегружено формальностями и сопряжено с дополнительными расходами. К любым подержанным автомобилям я отношусь с подозрением. Поэтому сейчас мой выбор — новый отечественный автомобиль.l
Рубрики