Рубрики
Статьи

«Viberi» Автолизинг: нелегкие объекты

«Viberi» Автолизинг: нелегкие объекты
«Viberi» Автолизинг: нелегкие объектыНаибольшей популярностью пользуются грузовые автомобили общего назначения, прицепы, термоконтейнеры, автопогрузчики, строительная спецавтотехника. Среди легковых машин наибольший интерес лизингополучателей вызывают авто стоимостью $10–20 тыс. (42% в общем числе легкового транспорта).
Цифры. В 2006 году по данным ассоциации «Рослизинг» суммарный объем лизинговых сделок с автотранспортом (с учетом НДС) 39 компаний, принявших участие в исследовании, составил 44 млрд рублей ($1,6 млрд), превысив показатель 2005 года на 18,3 млрд рублей, или на 71%, а показатель 2004 года – почти в 4 раза.
Большую долю в стоимости всех лизинговых сделок с автотранспортом занимают договоры на поставку нелегковых автомобилей (около 60%), причем их удельный вес на протяжении трех лет остается почти неизменным. В категорию «Нелегковые автомобили» вошел как пассажирский транспорт (автобусы, микроавтобусы), так и грузовой (самосвалы, тягачи, автопоезда, погрузчики, прицепы). По стоимости доминируют сделки с автобусами и самосвалами (22,8% и 21,3% соответственно).
Около 27% сделок заключались в 2006 го­ду на передачу в лизинг легкового транспорта. Его доля по сравнению с 2005-м повысилась на 5%, но все же не достигла уровня 2004-го. Оставшаяся часть принадлежит лизинговым операциям со спецавтотехникой, причем их удельный вес несколько снизился по сравнению с показателями предыдущих лет (на 4%). В группе «Спецавтотранспорт» превалирует строительная и дорожно-строительная техника, а также транспорт для использования в сельском, лесном и коммунальном хозяйствах.
По числу автотранспорта, как и по стоимости, преобладают нелегковые автомобили (50%) – превалируют самосвалы, тягачи и автобусы. Доля легковых автомобилей в 2006-м составила 44,2%, что превысило показатель предыдущих лет приблизительно на 6%. В этой категории по численности преобладали автомобили стоимостью $10–20 тыс. (в 2004-м доминировали авто до $10 тыс.). Существенно вырос удельный вес дорогостоящего легкового автотранспорта от $20 тыс. до $100 тыс. руб. – приблизительно на 5% по каждой группе.
Лидеры и аутсайдеры. В тройку лидеров рейтинга вошли «Европлан» – универсальная лизинговая компания, «Камаз» – кэптивная структура, созданная при производителе транспортных средств, и «Каркаде», специализирующаяся на лизинге автотранспорта. В 2005 году «Европлан» находился на 4-м месте, а в 2006-м занял первое благодаря увеличению объема сделок с автотранспортом на 4,2 млрд рублей или почти в 2,5 раза. «Каркаде» в 2005 году тоже была лишь на 5-м месте, но, повысив свои показатели на 2,3 млрд рублей, или почти в 2 раза, в 2006-м году уже оказалась на 3-м. Но все же наибольший скачок показала компания «ФБ-лизинг»: с 32 места в 2005 году она поднялась на 12-е, улучшив свои показатели на 885,2 млн рублей, или почти в 23 раза за счет введения в свой порт­фель сделок с нелегковыми автомобилями и спецавтотехникой. «Скания Лизинг», наоборот, снизила свои позиции со 2-го на 5-е место. Но наибольшее падение продемонстрировала Петербургская лизинговая компания: с 3 места в 2005 году она упала на 26-е, снизив объем сделок с транспортом на 3,2 млрд рублей, или почти в 26 раз.
Проблемы. Рентабельность договоров лизинга в среднем составила 9% (минимум – 1%, максимум – 24%). На разницу в некоторой степени повлиял размер процентной ставки, под которую лизингодатели привлекали кредиты: в среднем 14% в рублях и 11% в долларах. Среднее удорожание предметов лизинга составило 12%.
Сегодня основная сложность, тормозящая развитие рынка лизинга автотранспорта, связана не столько с дефицитом автомобилей или недостаточно высокой информированностью потенциальных лизингополучателей. Проблема заключается в плохо отлаженной процедуре регистрации транспортного средства юридическими лицами в ГИБДД. Еще с советских времен она осталась аналогичной регистрации физическими лицами и несет массу трудностей, количество которых прямо пропорционально числу регистрируемых автомобилей. Также серьезным препятствием является отрицательная позиция налоговых органов относительно возврата и зачета лизинговым компаниям НДС, уплаченного поставщику. Вместе с тем наличие положительной для лизинговых компаний судебной практики по этому вопросу дает стимул продолжать работать и отстаивать свои права.
* Автор – аналитик «Рослизинга».
РЕГИОНЫ: Доля падаетПо сравнению с 2004 годом доля Москвы снизилась с 25,8% до 4,3%, Петербурга – с 9,7% до 1,4%.
Никто не передавал в лизинг автотранспорт в ближнее и дальнее зарубежье, а также в Дальневосточный ФО, что, скорее всего, объясняется слишком большими расстояниями.
Автолизинг в федеральных округахФедеральный округ%Дальневосточный ФО0% Северо-Западный ФО0,3% Приволжский ФО7,5%Сибирский ФО0,5%Южный ФО3%Уральский ФО4,2%Москва4,3% Санкт-Петербург1,4% Центральный ФО (без Москвы)78,6%Источник: «Рослизинг»Спонсор проектаРейтинг лизинговых компаний*КомпанияОбъем новых сделок, заключенных в 2006 году, тыс. рублей 1Европлан7 064 3972ЛК Камаз5 779 9123Каркаде4 856 3794КРК-лизинг4 392 1135Скания Лизинг4 359 0176Номос-лизинг2 167 3507Приволжская лизинговая компания1 901 6578Авангард-лизинг1 448 7889Стоун-XXI1 377 65310ЛК ММБ1 211 16111Грузомобиль-лизинг1 163 81612ФБ-лизинг 925 21513Югорская лизинговая компания858 72214РМБ-лизинг776 12815Группа финансовых технологий721 11216Премьер-лизинг600 80917Финстройлизинг594 64818Московская лизинговая компания567 66619Прогресс-Нева Лизинг402 30420Волжанин398 64221ВСП-лизинг289 31022Инвест-связь-холдинг216 05723Ярфинвест177 77824Смарт Голд142 83225Росевролизинг134 03526Петербургская лизинговая компания126 28627Технолизинг108 23528Версус108 16429Ладья77 21930Верхневолжская лизинговая компания75 42331Прогресс-лизинг Кострома68 64632Дорожно-промышленный лизинг60 67633Универсальный промышленный лизинг59 11334ЦФМ50 43235Экстролизинг49 31636РТЭК47 82537Первая лизинговая компания36 78838Росбизнеслизинг31 04539Титан-лизинг16 912* По всем категориям автотранспорта.Источник: «Рослизинг»