«Viberi» Автогражданская война
«Viberi» Автогражданская войнаМаленькая победа, которую недавно одержал Виктор Похмелкин, по-видимому, вдохновила его на более решительные действия. Напомним, что около трех недель назад Генпрокуратура подтвердила незаконность удержания страховщиками 23% уплаченных клиентами взносов при расторжении договоров ОСАГО (см. «Ф.» № 19, 2004). Очередной депутатский запрос Виктор Похмелкин направил премьеру Михаилу Фрадкову, а суть его нового требования очень проста: базовый тариф по ОСАГО нужно уменьшить в пять раз.
В своих расчетах депутат опирается на последние статистические данные, опубликованные Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно им, за девять месяцев действия закона об ОСАГО компании собрали 39,2 млрд рублей, а выплатили лишь 3,8 млрд. Таким образом, на осуществление выплат по полисам страховщики израсходовали менее 10% собранной премии. По мнению Виктора Похмелкина, такое соотношение свидетельствует о «чудовищном завышении» тарифов. Депутат ссылается на часть 2 статьи 8 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которой не менее 80% страховой премии должно расходоваться на выплату компенсаций пострадавшим. Как считает Виктор Похмелкин, чтобы эта норма закона выполнялась, правительство должно снизить базовый тариф с 1980 до 400 рублей.
Безусловно, обвинение страховщиков в том, что они «прикарманивают» 90% взносов, выглядит предвзято. Во-первых, указанная сумма произведенных выплат не учитывает претензии, которые уже были заявлены, но до сих пор не урегулированы. Во-вторых, не стоит забывать, что всплеск продаж полисов пришелся на последние недели прошлого года и начало текущего и компании будут продолжать нести ответственность по выплатам перед держателями этих полисов еще больше полугода. И в-третьих, количество обращений за выплатами продолжает расти. Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Семен Акерман комментирует: «Опыт европейских стран, в которых система, аналогичная ОСАГО, была введена раньше, чем у нас, показывает, что первый год не бывает убыточным, зато третий оказывается крайне убыточным».
Страховщики напрямую не исключают возможности снижения тарифов, однако явно не разделяют представлений Виктора Похмелкина об «экономической обоснованности». Генеральный директор СО «Зенит» Александр Кабанов считает, что тарифная политика должна быть дифференцированной: «Есть немало регионов, в частности ряд областей средней полосы России, где убыточность ОСАГО находится на весьма низком уровне. Через них не проходят оживленные транзитные трассы, интенсивность движения там очень умеренная, что обусловливает низкую аварийность на дорогах. Поэтому уже сегодня очевидно, что тарифы в региональном разрезе необходимо снижать. А для Москвы и прочих мегаполисов картина реальной убыточности еще не вырисовалась отчетливо».
Руководитель проекта ОСАГО «АльфаСтрахования» Денис Макаров согласен с тем, что имеющиеся тарифы несовершенны. «Однако, — добавляет он, — если пересмотреть их сейчас, то вполне возможно, что к концу года мы увидим, что они еще меньше соответствуют действительности. И так уже очевидно, что для столицы и других крупных городов базовая ставка несколько занижена».
Интересно отметить, что в большинстве стран, где введена обязательная «автогражданка», тарифы устанавливает не государство, а сами страховщики. По мнению Семена Акермана, вводить подобную систему в России сейчас было бы опасно: «В нашей стране государственное регулирование тарифов необходимо, особенно в первые два-три года. Если тарифы будет устанавливать рынок, то конкуренция породит демпинг. Компании будут собирать деньги и исчезать. Только этим оправдывается то, что тарифы у нас устанавливает государство».
Новую инициативу Виктора Похмелкина трудно оценить иначе как популистскую и обреченную на провал. Некоторые автолюбители ранее уже безуспешно пытались в суде доказать экономическую необоснованность действующих тарифов на ОСАГО. А Михаил Фрадков (сам бывший страховщик), по-видимому, знаком и с позицией руководителя ФССН Ильи Ломакина-Румянцева, неоднократно заявлявшего о том, что для поспешного пересмотра тарифов достаточных оснований пока нет. Тем не менее объяснить все это обывателю, уверенному в том, что страховщики зарабатывают на «автогражданке» 900% прибыли, вероятно, будет не так просто.
Итоги девяти месяцевНа 1 апреля было продано почти 20 млн полисов «автогражданки».
За это время страховщики собрали 39,2 млрд рублей.
Средняя цена полиса — 1969 рублей (базовый тариф — 1980 рублей).
Заявлено 273,9 тыс. страховых случаев, из них 200,4 тыс. уже оплачено.
Общая сумма выплат составила 3,8 млрд рублей.l
Рубрики