Рубрики
Статьи

«Viberi» «Автогражданка» путается в показаниях

«Viberi» «Автогражданка» путается в показаниях
«Viberi» «Автогражданка» путается в показанияхНа прошлой неделе состоялась совместная пресс-конференция президента Российского союза автостраховщиков Евгения Кургина и начальника отдела по обеспечению административной практики и дознания Главного управления ГИБДД Владимира Кузина. «Продано около 3 млн полисов по ОСАГО», — заявил Евгений Кургин. По уточненной информации, которую предоставил журналу «Выбери!by» глава департамента общественных связей РСА Андрей Щавелев, обязательные страховки купили 2,2 млн водителей. Это около 8-10% от общего числа автомобилей, зарегистрированных в РФ. Разница в цифрах объясняется тем, что некоторые члены союза не представили еще отчеты о продажах. По предварительным данным, общая сумма средств, собранных страховщиками по «автогражданке», равняется 4,4 млрд рублей. Получается, что в среднем по России стоимость одного «обязательного» полиса колеблется в пределах 1,5-2 тыс. рублей (в пределах прожиточного минимума).
Установить точно количество урегулированных страховых случаев журналу «Выбери!by» не удалось. Евгений Кургин назвал цифру в 3-5 тыс. человек, а Андрей Щавелев — 28 тыс. человек. Однако оба представителя РСА сошлись в том, что общая сумма выплат по этим заявлениям составила 50 млн рублей. Следовательно, ущерб по одному случаю равен 10 тыс. рублей (по версии Кургина) или 1,8 тыс. рублей (по версии Щавелева).
Страсти по ОСАГО. В Госдуме находится 14 законопроектов, которые предлагают изменить или вовсе отменить этот закон. В минувший понедельник депутаты перенесли дату рассмотрения этих 14 документов с 8 на 14 октября. Многие профучастники рынка восприняли эту новость как сигнал, что ОСАГО вообще не будет пересмотрено в осеннюю сессию парламента. «Наши народные избранники просто затянут рассмотрение новых редакций закона и не успеют принять поправки», — так прокомментировал это известие представитель одной крупной страховой компании.
Руководство Всероссийского союза страховщиков (ВСС) настроено не столь оптимистически. В ВСС уверены, что действующая редакция закона об ОСАГО настолько сырая, что будет принят один из законопроектов — скорее всего вариант, предложенный центристскими партиями. Согласно ему, пенсионерам-автолюбителям предоставляется 50-процентная скидка на покупку страховки ОСАГО. По мнению генерального директора СК «Коместра» Семена Акермана, это приведет к тому, что совокупный объем сборов по «автогражданке» сократится на 3-7%.
Мощный удар. Пока народные избранники и страховщики спорят о необходимости редактирования системы ОСАГО, автовладельцы предпочитают повременить с приобретением обязательных полисов. Они надеются, что изменятся тарифы или депутаты вообще отменят этот закон. А некоторые водители решили обратиться в суд и оспорить применение некоторых повышающих коэффициентов при расчете тарифа.
Верховный суд РФ 7 октября удовлетворил иск Вильдана Афлентова и Алексея Королева и признал недействующим коэффициент 1,5, применяемый к транспортным средствам мощностью от 120 до 160 л. с. Истцы потребовали представить статистику, которая бы доказывала, что количество лошадиных сил у автомобиля влияет на уровень аварийности. Необходимой информации в ведомстве Алексея Кудрина не оказалось. Чиновники Министерства финансов РФ и страховщики не раз заявляли, что такой зависимости не существует.
Единственный аргумент в пользу «мощности» нашли сотрудники Научно-исследовательского финансового института при Минфине России — коэффициент «опустошенности объекта». Этот научный показатель свидетельствует о том, насколько сильно «опустошится» один и тот же объект при равных условиях, если в него въедет, к примеру, автомобиль «Ока» или Jeep. Результат очевиден — внедорожник причинит больший вред. Однако статистические данные, подтверждающие зависимость нанесенного ущерба от мощности, отсутствуют.
Проторенной дорожкой? Известие о решении Верховного суда стало для страховщиков неприятным сюрпризом. «Помимо тарифа 1,5 для машин мощностью 120-160 л. с. остаются другие градации по мощности, — говорит эксперт РСА Владимир Клейменов. — Вырывать только один коэффициент из этой таблицы по меньшей мере нелогично».
Участники рынка не исключают, что другие автовладельцы последуют примеру Вильдана Афлентова и Алексея Королева. Таким образом, «мощность» вовсе перестанет учитываться в стоимости полисов ОСАГО. Правда, не понятно, обратятся ли в суд автовладельцы, на которых распространяется коэффициент до 1. У страховщиков осталась последняя надежда — кассационная жалоба на решение Верховного суда от 7 октября, которую должен подать Минфин России.
Сами виноваты. «Ни в законах, ни в тарифах ничего менять не надо», — уверен Евгений Кургин. Он не отрицает, что пресловутый коэффициент по мощности носит ярко выраженный социальный характер (владелец дорогой иномарки платит больше, чем обладатель продукции российского автопрома).
Собеседник журнала «Выбери!by» в ВСС поделился своим видением, почему «автогражданка» оказалась в тяжелом положении. «Закон об ОСАГО был принят в апреле 2002 года, — сказал он. — После этого страховщики слишком долго договаривались между собой и делили, кто будет играть «первую скрипку» в РСА. Разработка тарифов и правил отошла на второй план, и когда профсообщество «очнулось», осталось слишком мало времени на подготовку приемлемых ставок по ОСАГО».
Во многом именно поэтому Минфин России предложил правительству принять методику расчета тарифов, аналогичную той, которая применяется в добровольном страховании «автогражданки». Автор этих строк на собственном примере убедился, что большинство компаний учитывает коэффициент мощности при оформлении добровольных полисов. Существуют специальные таблицы, в них автомобили делятся на 4-5 групп в зависимости от количества лошадиных сил (в первую входят «малолитражки», в последнюю — спортивные автомобили). В зависимости от номера группы, в которую попадает машина, увеличивается стоимость полиса. Поэтому страховщики во многом лукавят, сваливая на правительство наличие в тарифной сетке ОСАГО коэффициента по мощности.
В ожидании лучшего. Ярые сторонники и противники ОСАГО в приватных беседах признаются, что «автогражданка» — наиболее цивилизованный и эффективный механизм урегулирования споров между пострадавшими в дорожно-транспортном происшествии. Проблема в другом — общественность воспринимает этот закон как очередной налог, желание государства и частного бизнеса «взять» у населения деньги, причем немалые (около $1 млрд). Перед введением ОСАГО страховщики провели ряд социологических исследований, которые показали, что до 70% автолюбителей застрахуются в первый год действия закона. Эти данные вселили уверенность, что «автогражданка» заработает. Однако не прошло и квартала, как разработчики «автогражданки» заявили о том, что закон «сырой» и его нужно доработать. l