Рубрики
Статьи

«Viberi» Артем Федоров о малом бизнесе

«Viberi» Артем Федоров о малом бизнесе
«Viberi» Артем Федоров о малом бизнесеВозьмем автогигант и тюнинговую мастерВ­скую, где из его продукции делают В«конфетыВ». Первый запрашивает кредит в 5 млрд рублей, второй достаточно 5 млн. Разницу в 4995 млн можно распределить по другим предприятиям, секторам, регионам – одним словом, диверсифицировать портфель в какой угодно степени. Проанализировать 1000 маленьких бизнесов, допуВ­скаю, дороже, чем один большой. Но это только поначалу – со временем включаются заВ­коны больших чисел, а до тех пор издержки ниВ­кто не запрещает закладывать в стоимость продукта, то есть кредита: конкурентная среда пока позВ­воляет.Автогигант всегда поддержит государство, ибо это огромное количество рабочих мест. Совершенно справедливо. И в чем же заключается поддержка? Например, в давлении на кредиторов. Но судись ты хоть с тысячей автомастерских, приглашением в Кремль тебя не удостоят. Другие разновидности госпомощи – таможенные пошлины иВ субсидирование. Они вытягивают спрос при общем снижении качества автопарка. Кто главный бенефициар в этой ситуации? Мастерские, которые поддерживают на ходу все то, что было продано по товарной позиции В«автомобильВ». Причем делают это с высокой рентабельностью, потому что зарплата директора и прибыль собственника вВ случае с малым бизнесом зачастую имеют одинаковую экономическую суть.На случай провала есть обеспечение. Акции предприятия-должника? Их ценность определяется не столько стоимостью имущества компании, сколько ее способностью генерировать прибыль. Но раз прибыли нет и не предвидится, значит, нужно привлекать недешевые интеллектуальные ресурсы для создания новых бизнес-процессов, содержать имущество и, если настойчиво попросит государство, сохранять рабочие места. Так акции из актива превращаются в обязательство.С автомастерской (парикмахерской, пекарней, ателье, стоматологическим кабинетом) все просто: никаких ценных бумаг, а стандартный набор оборудования ликвидный и транспортабельный. Не справился один владелец – найдется другой. И чем больше доля банка в этом сегменте рынка, тем проще ему переключаться с пеВ­реВ­сохВ­ших денежных ручейков на свежие. Можно организовать и что-то вроде межбанковского залогового фонда – чтобы средства малого производства не успевали запылиться. Огромный простор для фантазии в организации и развитии товарно-денежных отношений внутри клиентской базы.Кредитным организациям стоит скооперироваться еще в одном деле – при помощи своих юристов и служб безопасности обеспечить В«крышуВ» малому бизнесу, избавив себя же от коррупционВ­ных и общекриминальных рисков. Чтобы не толкаться потом в очереди сомнительных креВ­диторов.