Рубрики
Статьи

«Viberi» Антикризисная дама

«Viberi» Антикризисная дама
«Viberi» Антикризисная дамаНадия Черкасова, председатель правления НБ «Траст»TweetФинансовый катаклизм 2008 года далеко не первый в карьере Надии Черкасовой. В 1994 году, сразу же после окончания экономического факультета, она пришла на работу в банковский сектор. Спустя всего четыре года, после дефолта, случившегося в августе 1998-го, юная бизнес-леди возглавила филиал банка. В дальнейшем карьера Надии Черкасовой была тесным образом связана с малым и средним бизнесом (МСБ). Она разрабатывала и внедряла новые продукты, принимала активное участие в программах развития МСБ при поддержке Европейского банка реконструкции и развития и Фонда поддержки МСБ. В 2005 году ее карьера в этой сфере продолжилась в НБ В«ТрастВ», где она заняла должность управляющего директора по развитию малого и среднего бизнеса. Одним из ее проектов, высоко оцененных на международном уровне, стало создание совместно с социологическим центром Romir Monitoring индикатора В«Траст индекс МСБВ». В нем используется методика Мичиганского университета, адаптированная к российским условиям. В рамках исследования каждые два месяца опрашивается более тысячи предпринимателей, которые отвечают на пять вопросов: о текущем состоянии бизнеса и сектора МСБ, об ожиданиях в области инвестиций, о взаимоотношениях с властью и перспективах кредитования. Итоговый показатель состоит из двух компонентов: индекса текущего состояния и индекса ожиданий. Оценка 200 единиц говорит о максимальном оптимизме и исключительно положительных ответах участников опроса, 100 – о равной доле В«плюсовВ» и В«минусовВ», значения менее 100 – о преобладании негативных настроений в МСБ.В немалой степени благодаря этому мониторингу НБ В«ТрастВ» еще летом 2008 года сумел определить надвигающиеся проблемы иВ начал принимать антикризисные меры. А в апреле 2009-го Надия Черкасова возглавила банк в качестве председателя правления. За неполный год, прошедший с момента утверждения ее в должности, вВ прошлом преимущественно региональный банк резко усилил свое присутствие в столице. По мнению Надии Черкасовой, успехи банка (увеличение количества точек продаж, существенный прирост числа клиентов и вкладчиков), в первую очередь связаны с гибкой антикризисной политикой: В«Мы были одним из первых банков, кто в кризис предложил такой инструмент – В«вклад забрал, процент не потерялВ». Сейчас многие внедрили его в свою продуктовую линейку. Согласитесь, что это справедливо – если вклад размещен на 1 год, но закрыт через 3 месяца, то вкладчик должен получить трехмесячную ставку. Нормальные партнерские отношения. И, кстати, это прорывВ». Для заемщиков, оказавшихся в конце 2008 года вВ сложных условиях, были также введены серьезные послабления. Юридические лица смогли реструктурировать кредиты. А В«физикиВ», в особенности потерявшие работу, в зависимости от ситуации смогли воспользоваться рассрочкой платежей. Некоторые из них даже получили шестимесячный мораторий на выплаты по кредиту. В«Мы понимали, что можем получить обратно свой рубль, но лучше было получить 50 копеек, пойдя навстречу и выстроив партнерские отношения с клиентамиВ», – рассказывает Надия Черкасова.В декабре 2009 года появилась колода банкирских сувенирных карт, куда в качестве дамы пик была включена и Надия Черкасова. Оказавшись неожиданно в роли роковой женщины (этот персонаж символизирует дама пик), Надия отнеслась кВ этому сВ юмором: В«Восприняла проект как хорошую шутку в плохую погодуВ». При этом весьма прозаично объясняет свое присутствие в этой колоде: В«Для коммерческих банков была выбрана пиковая масть, аВ яВ оказалась единственной женщиной, возглавляющей банк из топ-30. Только и всегоВ».