Рубрики
Статьи

«Viberi» Анна Ким о таргетировании инфляции

«Viberi» Анна Ким о таргетировании инфляции
«Viberi» Анна Ким о таргетировании инфляцииОбновленные параметры политики ЦБ на валютном рынке (стр. 22) были восприняты как подтверждение его решимости постепенно переходить от таргетирования курса рубля к таргетированию инфляции. Собственно, ЦБ делает уже не первый шаг в этом направлении – он начал снижать свое присутствие на валютном рынке еще в прошлом году. Примечательно, что свои решения регулятор огласил сейчас, когда тенденции в платежном балансе создают некоторые основания для нервозности вокруг судьбы рубля. Хотя, конечно, трудно себе представить, что ЦБ продолжит мертвой хваткой держаться за идею гибкого курса, если ситуация на валютном рынке станет по-настоящему серьезной – будь то в сторону ослабления или в сторону укрепления российской валюты.У Банка России есть и другая, и очень весомая, причина не бежать к таргетированию инфляции сломя голову. Дело в том, что сама концепция в ее нынешнем виде сейчас переживает если не кризис, то, по крайней мере, некоторые попытки переосмысления. Эти попытки предпринимают как представители академической среды, так и руководители центральных банков. Претензии появились еще до кризиса, когда на фоне с виду неопасной динамики потребительских цен в мире стали разогреваться рынки разнообразных активов. Энергетическое сырье, металлы, продовольственные товары, недвижимость… Бороться с такими выбросами повышением процентных ставок представлялось не вполне осмысленным и даже опасным. Весной 2008 года нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц опубликовал статью, в которой объявил, что таргетирование инфляции провалилось, и призвал как развитые, так и развивающиеся страны отказаться от него. А после страшной осени того же года публикации, в которых поднимался вопрос о степени универсальности и вообще пригодности привычного подхода, пошли настоящим потоком. Интересно, что во многих случаях авторы этих статей – выходцы из стран, декларировавших переход к таргетированию инфляции, но в реальности уделяющих большое внимание и валютному курсу.Сейчас, когда над США все еще нависает угроза де­фляции, ориентиры монетарной политики стали обсуждать и в ФРС. Американский ЦБ, кстати, никогда не придерживался инфляционного таргетирования в чистом виде: его монетарная политика преследует двойную цель – достижение приемлемого уровня инфляции и поддержание занятости. И вот в сентябре в ведомстве Бена Бернанке обсудили возможные стратегические решения, направленные на повышение инфляционных ожиданий в экономике. Что если таргетировать не уровень инфляции, а уровень цен? Или даже величину номинального ВВП?Поиски достойной альтернативы таргетированию инфляции – это огромное поле для работы исследователей, и тому, кто преуспеет на этой ниве, Нобелевская премия по экономике гарантирована. Но решение этой проблемы, видимо, дело не ближайшего будущего. Так что российскому ЦБ торопиться некуда, да и незачем.