Рубрики
Статьи

«Viberi» Анна Ким о  посткризисном успехе

«Viberi» Анна Ким о  посткризисном успехе
«Viberi» Анна Ким о  посткризисном успехеОпросив более 7,2 тыс. предпринимателей, управляющих собственным бизнесом, в 36 странах мира, компания Grant Thornton International выяснила, что 20% из них считают основным способом повышения прибыльности инновации. 18% отдали предпочтение снижению затрат, а 13% – ценовой политике. В России, где всегда свой особый путь, приоритеты расставили иначе. 22% бизнесменов ответили, что основную ставку в повышении прибыльности делают на ценовую политику. Далее с заметным отрывом идут снижение расходов, анализ эффективности и инновации – по 16% респондентов.Такие малоутешительные результаты отчасти могут объясняться тем, что опрос проводился в ноябре прошлого года. Тогда кризис накрыл еще не всю экономику: от падения спроса пострадали в основном компании, работающие на экспорт. Инвестиционные программы только начинали В«резатьВ», аВ поВ­требительский сектор кризиса иВ вовсе не замечал. Люди, еще не напуганные девальвацией и массовыми увольнениями, продолжали тратить, нередко жертвуя даже частью сбережений. Потому и первой реакцией многих предпринимателей на признаки непорядка в экономике было не вполне осмысленное повышение цен. Обычный ответ на недоумение В«Почему так дорого?В» – В«Ну а как же, кризис ведь!В»Думаю, что сейчас аналогичный опрос отразил бы более выраженное стремление предпринимателей экономить. И это совершенно правильная реакция на кризис в его острой фазе, когда главной целью становится выживание. Хорошо сейчас тем, кому не приходится ломать голову над тем, как расплатиться с долгами, – они могут подумать и о своем посткризисном В«завтраВ».Импорт из дальнего зарубежья в январе-марте падал в годовом выражении на 35–40%. Даже если исключить из этой статистики товары, не производимые в стране, очевидно, что места для российской продукции на рынках освобождается много. Пусть не на нынешних, сжавшихся рынках, а на будущих. Да, нечто подобное, и в гораздо больших масштабах уже было 10 лет назад. Тогда благодаря девальвации рубля оживление в экономике началось даже раньше, чем рванули вверх цены на нефть. Но повторить успех на этот раз будет труднее. Это подсказывает даже не экономический анализ, а обычная логика. За годы изобилия потребитель успел распробовать по-настоящему хорошую импортную продукцию. К ней же и вернется, как только начнут восстанавливаться реальные доходы. Вывод для национального производителя: не почивать на девальвационных лаврах, а повышать качество. И побольше изобретательности. Согласно оценкам экспертов ГУ-ВШЭ, только каждое десятое предприятие в России применяет и осваивает технологические инновации, тогда так в наименее развитых странах Евросоюза таких около четверти, а в странах-лидерах – 50–70%. Ну, допустим, сейчас на технологии денег нет. Так ведь и активность наших компаний в области организационных и маркетинговых инноваций – всего лишь на уровне Латвии или Болгарии. Есть куда расти.В