«Viberi» Анна Ким о лоббизме
«Viberi» Анна Ким о лоббизмеПредставители Российского союза промышленников и предпринимателей будут присутствовать на заседаниях российского правительства. Решение подается как принятое В«для балансаВ»: прежде такой привилегией пользовалась Федерация независимых профсоюзов, работодатели же ее не имели. По словам президента РСПП Александра Шохина, изначально вопрос ставился шире. Бизнес-сообщество хочет участвовать в экспертизе нормативных актов и законов, подготавливаемых в правительстве, в том числе на ранних стадиях разработки.В российских реалиях диалог власти и бизнеса, как кажется на первый взгляд, нужен именно бизнесу иВ только ему. В действительности заинтересованных сторон значительно больше: ведь результаты взаимодействия в итоге обнаруживаются в законах и других нормативных актах, которые тем или иным образом влияют не только на финансовые успехи конкретного олигарха, но и на жизнь большого числа людей. Поэтому желание РСПП усилить свой голос – не только вполне нормальное, но и потенциально небесполезное для общества. Вспомните, к примеру, как создавался механизм государственных гарантий по банковским кредитам. Теоретически – прекрасная антикризисная мера, очень важная в ситуации credit crunch. На практике же программа в первой версии была написана так, что желающих воспользоваться ею среди банкиров не нашлось, и драгоценное время было упущено. И это не единичный случай подобного рода.Конечно, в доступном в России формате диалога бизнеса с властью неизбежны побочные эффекты вВ виде усиления позиций отдельных предпринимателей в ущерб конкуренции и общественному благу. Поэтому отношение к лоббизму оставляет желать лучшего, многие не видят разницы между ним иВ коррупцией. Между тем бороться с последней надо, а с первым – бессмысленно. Гораздо конструктивнее попытаться ввести лоббизм в цивилизованные рамки. Прежде всего – повышать информационную открытость государства и бизнеса.В Америке, помешанной на всеобщей прозрачности, придумали свое решение проблемы. Не скажу, что идеальное, но в своем роде неплохое. Там компании, имеющие штатных лоббистов (точнее, сотрудников, попадающих под это определение, прописанное в законе), а также представляющие их объединения, организации и частные лица, по закону обязаны отчитываться о своей деятельности. А именно, раскрывать информацию о контактах сВ Конгрессом или правительственными структурами, сути лоббируемых интересов и размере полученного вознаграждения. Причем отчеты эти отнюдь не пылятся где-то в труднодоступных закоулках государственных архивов. Любой человек, имеющий доступ в интернет, может ознакомиться сВ ними в специальном разделе сайта Сената США. В Европе не осмелились пойти так далеко: там есть реестр лоббистов, но регистрация в нем остается делом добровольным. На то, что подобная практика вВ ближайшие годы найдет применение в России, надеяться и вовсе не приходится.
Рубрики