Рубрики
Статьи

«Viberi» Анна Ким о дорожном фонде

«Viberi» Анна Ким о дорожном фонде
«Viberi» Анна Ким о дорожном фондеПравительство хочет возродить практику, упраздненную десять лет назад: дорожное строительство должно финансироваться из специального фонда. Пока нет определенности ни по срокам его создания, ни по источникам наполнения. Обсуждается повышение акцизов на топливо, которые будут поступать в фонд наряду с НДС на транспортные средства и нефтепродукты, при этом возможна отмена транспортного налога. Понятно одно: авторы идеи из Министерства транспорта хотят законодательно закрепить целевой и стабильный источник финансирования дорожного хозяйства, который был бы привязан к интенсивности его использования. Это будет соответствовать мировой практике, а главное, существенно снизит зависимость инвестиций в дороги от положения дел в экономике (мечта Минтранса – фонд размером не менее 475 млрд рублей в год).В условиях появления бюджетного дефицита сВ одной стороны, и интенсивного наращивания социальных расходов с другой – государству ничего не оставалось, как сократить капиталовложения. Особенно четко это проявилось в регионах, где дорожное строительство и ремонт пошли В«под ножВ» вВ числе первых. Скажем, такой небедный регион, как Москва, потратил по статье В«Дорожное хозяйствоВ» в 2008 году 109 млрд рублей, в 2009-м – 55В млрд, а на 2010 год запланировал только 38 млрд.Справедливости ради надо сказать, что искоренение извечной российской беды буксовало и в период нефтяного изобилия, когда, казалось бы, денег у государства хватало. Ввод в действие автодорог сВ твердым покрытием подрос в последние предкризисные годы, но все же оставался на низком уровне: в 2000 году по всей России построили 6,6 тыс. км, вВ 2008-м – вдвое меньше. В результате общая протяженность так и колебалась близко к уровню начала десятилетия. Тем временем парк легковых автомобилей в стране увеличился за эти же восемь лет вВ 1,5В раза, грузовых – примерно на четверть.В зарубежных странах финансирование инфраструктуры активно используют в качестве антикризисного инструмента. Так сделали, например, США и Китай. Деньги, вложенные в строительство дорог, расходятся по большому числу отраслей – в производство стройматериалов, грузовиков, строительной техники и т.д. – создавая в них спрос и рабочие месВ­та. Не говоря уже о том, что вне зависимости от текущей конъюнктуры дорожное строительство остается инвестицией в будущий экономический рост. Это вВ идеале. Что происходит в российской действительности – известно: строим дороги дорого, но по устаревшим технологиям, затем десятилетиями тратим безумные деньги на заделывание дыр в асфальте, плюс раздача подрядов за В«откатыВ». Много ли толку принесет в этой системе создание специального фонда? Сколько денег вВ него ни закачай, он заработает только при условии, что будут внедрены эффективные антикоррупционные практики и чиновники начнут заботиться не об В«освоенииВ» средств, а о превращении бюджетных рубВ­лей в асфальтированные километры, реально отвечая за соотношение первого и второго.