Рубрики
Статьи

«Viberi» Андрей Школин о централизации капитала

«Viberi» Андрей Школин о централизации капитала
«Viberi» Андрей Школин о централизации капиталаНа днях был в Штутгарте, относительно небольшом городе на юге Германии. С одной стороны, в нем живет всего лишь 590 тыс. человек – на уровне Владивостока или Ярославля. С другой, занимает шестое место в Германии по численности населения. Здесь российским аналогом будет Самара (1135В тыс. человек). Поразило, что в Штутгарте расположены головные офисы двух международных корпораций Porsche и Daimler, а также В«сердцеВ» Robert Bosch. Крупнейшие предприятия Самары (включая область) – В«АвтовазВ», В«ТольяттиазотВ» и В«КуйбышевазотВ», входящий в В«СибурВ». Почувствуйте разницу в масштабах. Ярославль вовсе может похвастаться только производственными площадками крупных холдингов и небольшим местным бизнесом. В прошлогоднем рейтинге 500 крупнейших компаний совокупная выручка структур с головными офисами в Москве и области составила 21,1 трлн рублей. На остальную Россию пришлось почти в четыре раза меньше – 5,7 трлн рублей. У регионального расслоения исторические предпосылки. Фундамент для него был заложен еще в советское время, когда все вопросы решались в Москве. Затем, в 90-х годах, деньги шли кВ деньгам. Как результат, именно столичные финансовые группы скупили крупнейшие промышленные активы. Перебираться в регионы им было не с руки. У подобного решения как тогда, так и сейчас было бы слишком много минусов. Первый – связи. Проще работать, когда офис бизнес-партнера или кабинет нужного чиновника находится через дорогу. Второй – кадры. При общей дешевизне рабочей силы ключевой персонал в провинции еще в большем дефиците, чем в Москве. Из-за этого компании, решившей перебраться в регионы, приходится уламывать на переезд основных сотрудников: платить компенсации, искать жилье. Третий – большие расстояния и транспорт, которые в единой формуле сводятся ко времени в пути. В Германии за час можно доехать от Франкфурта до Штутгарта – от одного регионального центра до другого. Поезд РЖД за это время не успеет даже выехать из Московской области (за исключением питерских экспрессов). Решение проблем требует без малого структурной перестройки всей страны: снижения уровня коррупции, изменения системы высшего образования, трансформации РЖД. Вот и приходится отечественному крупному бизнесу тесниться вВ Москве.Головным офисам каких крупных российских компаний было бы логичнее сидеть в регионах, а не вВ Москве? Для начала надо решить, каким из трех принципом руководствоваться: 1) исторической справедливости, 2) экономической целесообразности для конкретной компании, 3) развития отдельных регионов через пополнение их бюджетов. Кажется логичным, если бы head-office В«ЛукойлаВ» располагался в Перми, В«СеверсталиВ» – в Череповце, а В«Мечела» – в Челябинске. Но в России у большей части корпоративных переездов политическая подоплека. Яркий пример – перевод В«ГазпромомВ» части своих дочерних компаний вВ Санкт-Петербург.