Рубрики
Статьи

«Viberi» Андрей Есин: «Мне нравятся длинные деньги, хотя и спекуляциями не брезгую»

«Viberi» Андрей Есин: «Мне нравятся длинные деньги, хотя и спекуляциями не брезгую»
«Мне нравятся длинные деньги, хотя и спекуляциями не брезгую»РезюмеАндрей Есин, директор по управлению активами УК «Портфельные инвестиции»
Под управлением $120 млн.
Родился в октябре 1971 года в Ленинграде. После школы поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики на факультет вычислительной техники. Окончил школу финансового менеджмента при кафедре экономики ЛИТМО. На фондовом рынке с конца 90-х. С 2004 года работает в УК «Портфельные инвестиции» директором по инвестициям. Управляет интервальным фондом «Агора – открытый рынок». Женат, растит дочь.
Андрей, как вы пришли на фондовый рынок? – Хотел найти то, чем мне понравится заниматься. Но это оказалось не так просто. Пробовал многое: и программистом был, и ширпотребом оптом торговал. В какой-то момент мне надоело работать в реальном бизнесе, хотя дорос в нем до приличных высот. Из интернета узнал про биржевую торговлю. Сначала это был FOREX, потом фондовый рынок… и кризис 98-го, который чуть не поставил крест на моем начинании. Когда я в Петербурге попробовал найти место, где можно серьезно заниматься инвестициями, мне посоветовали перебраться в Москву. Так я и сделал.
А сейчас на родину не тянет? – Нет, обратно в Питер не хочу. Мне с первого дня понравился московский ритм.
В жизни вы, судя по всему, не чураетесь риска. А в инвестициях? – Мне все равно, с какой стратегией работать. Главное – чтобы люди адекватно воспринимали риск, который на себя берут. А вообще-то, я становлюсь все более осторожным по характеру. Чем люди старше, тем они консервативнее подходят к инвестициям. А еще мне нравятся длинные деньги. Хотя и спекуляциями не брезгую. В идеале я приобретал бы бумаги исходя исключительно из фундаментальных показателей, покупал бы надолго. Но реалии таковы, что торги у нас спекулятивные. Мы еще не вошли в стадию зрелого рынка – во многих ситуациях работает в основном теханализ. И приходится подстраиваться под такую работу.
Особенно в этом году? – Это точно, жуткий рынок был. И в акциях, и в облигациях. Для управляющего нет ничего хуже «пилы». Но результат есть. Я разбил портфель на три составляющие. Первая часть, которая вложена в акции, стабильна, я ее вообще не трогаю – это надолго. Вторая – это облигации. Третья составляющая самая интересная – своеобразный хедж. Здесь я делал все, что угодно: мог спекулятивно заходить в индекс, мог «реповаться». Все это и дало результаты. У меня вообще на первый год работы фонда стояла задача, чтобы при 20–30% акций в портфеле фонд ни в одном месяце не ушел в минус – вот и пришлось выкручиваться.
Новое законодательство о ПИФах допускает на рынок хедж-фонды. Во­время, наверное? – Мне эта тема очень нравится. Но не уверен, что многие инвесторы к этому готовы. Когда в позапрошлом году я «делал» доходность порядка 60–70% на индивидуальных портфелях, а рынок внезапно проседал, ухудшая результат на 5%, прибегали клиенты и говорили: «Ты что? Почему так плохо сработал?». То есть 55–65% – это им казалось плохо. Мы придумывали хитрые штуки: регулярно «увольняли» управляющего. С одной стороны это смешно, но с другой… Большинство инвесторов хотят, чтобы и гарантированная доходность у них была, и результат выше 40%. Они словно копируют молодых трейдеров: измеряют движение цены от дна до максимума, накидывают еще немного сверху и ждут таких же результатов. В этом проблема.
Ваша самая успешная сделка? – Сложно выбрать. Из недавних – очень удачно «спекульнул» опционами put на «Лукойл». Хорошо заработал на МТС, ГМК.
А сейчас «Норильский никель» держите? – Нет. Все сократили. Во-первых, бумага технически пробила «голову-плечи». Во-вторых, я не люблю такого рода риск – слишком много неопределенности. В этом смысле мне очень нравится фраза Уоррена Баффета: «Я покупаю только те бумаги, которые я понимаю».
Прошлый год – тяжелый, а наступивший? – Здесь я процитирую другого нашего современника: «Прогнозы портят деловую репутацию». Я – управляющий, а рынок динамичен. У меня всегда есть несколько прогнозов – оптимистичные и пессимистичные. И портфель во времени, он тоже динамичен – меняется в зависимости от ситуации. Я надеюсь, все-таки будет тренд, но и волатильно­сти не избежать. У нас рынок коротких денег. Если бы они были длинные, то бумаги покупали бы исходя из фундаментального анализа, смотрели бы коэффициенты, а не настрой клиентов. А то ведь клиенты как поступают: вложат, а через три месяца смотрят: у них в компании доходность 20%, в другой – 23%, ага, значит, надо забирать деньги и переходить туда, где больше.