Рубрики
Статьи

Андрей Домбровский: "В ряде случаев потребители "вымогают" возмещение"

Андрей Домбровский: "В ряде случаев потребители "вымогают" возмещение"
«В ряде случаев потребители «вымогают» возмещение»- Андрей Евгеньевич, насколько востребовано сегодня страхование ответственности за качество продукции?- Сегодня в основном оно востребовано иностранными компаниями-производителями, работающими на территории России. При этом у большинства из них полисы носят глобальный характер и покрывают всю территорию, где производится и реализуется их продукция. Российские предприятия обращаются за подобным страхованием гораздо реже. Это либо случаи множественных претензий, или случаи принудительного страхования в рамках требований иностранных партнеров, или условий поставки продукции за рубеж. Кроме этого целесообразность страхования ответственности товаропроизводителей поддерживают органы санэпиднадзора (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. — «Ф.»). В их обязанности входит нормирование и надзор в области безопасности продукции, работ и услуг для населения. Разумеется, страхование не означает отмену надзора, но в ряде случаев оно позволяет уменьшить количество проверок и административного давления. Сейчас в разработке даже находится закон об обязательном страховании ответственности за вред, связанный с нарушениями санитарно-эпидемиологических норм. Но пока страхование осуществляется в добровольном порядке.
— Как сегодня оцениваются риски товаропроизводителей и рассчитываются тарифы по страхованию их ответственности?- Многое зависит от отрасли, в которой они работают. Наибольшие риски причинения вреда жизни и здоровью — в пищевой промышленности, риски причинения имущественного вреда — в строительной. Для анализа рисков принимается во внимание то, для чего используется продукция, оценивается возможный вред в результате ее недостатков. Тарифы также разнятся. В некоторых случаях это десятые, а то и сотые доли процента от оборота конкретного вида продукции. Когда же речь идет, например, о разовой поставке продукции с повышенными требованиями по качеству и безопасности, страховая премия может составлять уже целые проценты от ее стоимости.
— Известны ли вам случаи выплат по таким договорам?- В силу того, что данное страхование только развивается в России, выплаты пока очень редки. Отчасти это объясняется уровнем правовой культуры потребителей и сложностью в судебной защите своих прав. И все же у нас в практике были страховые случаи по таким договорам. Так, например, заявлялись убытки по поводу дефектов отопительных радиаторов. В результате протечек страдает имущество и самого потребителя, и окружающих его лиц. Мы оплатили уже несколько таких претензий, причем в досудебном порядке, поскольку дефекты установила экспертиза и все было совершенно очевидно. Бывают и более запутанные ситуации. Нам довелось столкнуться со случаем массового отравления на предприятии общественного питания. Сразу несколько человек были госпитализированы с сальмонеллезом и потом предъявили коллективную претензию страхователю. Проведенная экспертиза показала, что ни продукция, используемая при приготовлении, ни технология приготовления не допускают возможности заражения сальмонеллезом. Пострадавшие же требовали выплатить им суммы в размере $50 тыс. и даже $100 тыс. С учетом экспертного заключения и того факта, что все пострадавшие были сотрудниками одной и той же организации, где предположительно и произошло заражение — другие лица не пострадали, — в претензии было отказано.
За последнее время количество претензий к производителям и продавцам значительно выросло. У нас сейчас на рассмотрении несколько заявлений от граждан, якобы обнаруживших инородные тела в продуктах питания очень известных производителей. В ряде случаев потребители угрожают передать информацию в СМИ и практически «вымогают» возмещение. Нам приходится активно участвовать в переговорном процессе и выяснять подлинные мотивы требований. Необходимо определить, не являются ли факты, на которых основаны требования, инсценировкой, а если нет, то нужно быть весьма осторожными, чтобы своими действиями еще больше не навредить нашему клиенту — производителю.
— Должно ли страхование ответственности товаропроизводителей стать обязательным или есть другие способы простимулировать спрос на него?- Я считаю, что развитие судебной практики в области возмещения вреда потребителям и увеличение сумм возмещения, выплаченных производителями и продавцами пострадавшим лицам, приведут к развитию страхования. В этом случае целесообразность страхования сама станет для всех очевидной. Я сторонник добровольности отношений между клиентом и страховой компанией. Однако в ряде случаев, когда гарантии возмещения возможного вреда необходимы для незащищенных слоев населения, обязательное страхование оправданно.
— С чем вам пришлось столкнуться в ходе эксперимента по страхованию ответственности за нарушение санэпиднорм?- Наша задача в рамках эксперимента — сбор статистики и анализ, возникающих проблем. Но на практике этим экспериментом с успехом пользуются и «сосисочно-булочные», как я их называю, страховщики. Они занимаются не страхованием, а сбором денег с использованием административных рычагов — предприятия под угрозой административных санкций просто загоняются к ним. Сами клиенты, попавшие в такую ситуацию, опасаются предавать подобные факты огласке из-за возможных дальнейших сложностей, предпочитая оплатить 5-10 тыс. рублей «кому скажут». Загруженность не позволяет как следует разобраться с этими случаями ни нам, ни руководству санэпидслужбы. В итоге идея использования страхования ответственности товаропроизводителей для уменьшения административного давления на мелкий и средний бизнес просто дискредитируется.