Рубрики
Статьи

«Viberi» Алексей Соколов: «В России должны действовать правила, признанные во всем мире»

«Viberi» Алексей Соколов: «В России должны действовать правила, признанные во всем мире»
«В России должны действовать правила, признанные во всем мире»Председатель правления банка «Зенит» пояснил журналу «Выбери!by» суть предложений инициативной группы.- Чего вы добиваетесь?
— В России отсутствует нормальное регулирование аккредитивных расчетов. Во всем мире их использование происходит за счет сложившихся традиций делового оборота. Нет никакого международного законодательства или внутреннего законодательства отдельных стран, которое как-то регулировало бы эти отношения. Исторически сложились правила, которые все признают и которыми все пользуются. Они обобщены в документе UCP-500 («Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов»), где все прописано на уровне военного устава, до деталей и мелочей — там сложно запутаться или найти какие-то двусмысленные трактовки. Мы предлагаем распространить действие этих правил и на Россию, причем не только на внешнеторговую деятельность, где по факту они уже применяются, но и на расчеты, происходящие внутри страны.
— Чем плохо Положение ЦБ № 2-П?
— Это Положение фактически ставит заслон существованию у нас аккредитивной формы расчетов. Дело в том, что оно создавалась еще до Великой Отечественной войны, а в советское время банковские чиновники понимали под аккредитивом совсем не то, что принято во всем мире. Понятно, что с тех пор это Положение видоизменялось, но базово оно по-прежнему непригодно для регулирования работы с аккредитивами. Например, оно предполагает, что на всю сумму аккредитива в исполняющий банк должно быть переведено денежное покрытие. Тогда непонятно, чем аккредитив в такой трактовке отличается от обычного кредита, ведь деньги точно так же уходят из оборота? Классический аккредитив предполагает обмен взаимными гарантиями между банками, но деньги физически уходят только тогда, когда представлены соответствующие документы. Но в этой системе клиент может получить деньги даже раньше, чем поставит товар: он может предложить банку купить у него этот аккредитив за определенное вознаграждение. Клиент получает «живые» деньги, хотя еще ничего не начал поставлять. Банк оценил этот риск, и включил его в свою маржу. Но для этого нужно, чтобы в России действовали признанные во всем мире правила. В Положении № 2-П должно быть четко прописано, что в России работа с аккредитивами происходит по нормам UCP-500.
— А что конкретно не устраивает в Гражданском кодексе?
— С одной стороны, ГК регулирует расчеты по аккредитивам, что и позволяет их использовать. С другой — те нормы, которые содержатся в ГК, являются фрагментарными и не охватывают целый ряд вопросов, что порождает операционные и правовые риски. Так, в наших нормативах не оговорены условия юридической независимости аккредитива от условий контракта, то есть отсутствует пункт, где написано, что банки имеют дело с документами, а не с товарами и услугами. А вот по международному законодательству условия открытия аккредитивов могут отличаться от условий самого контракта между поставщиком и покупателем, и банк не несет ответственности за соответствие условий аккредитива условиям сделки. l