Рубрики
Статьи

«Viberi» Александр Матюхин: «С облигациями становится хуже – стоит ожидать дефолтов»

«Viberi» Александр Матюхин: «С облигациями становится хуже – стоит ожидать дефолтов»
«С облигациями становится хуже – стоит ожидать дефолтов»РезюмеАлександр Матюхин, управляющий портфелем УК «Пиоглобал ЭМ»
Под управлением $90 млн.
Родился 28 июля 1952 года в Москве. После окончания физического факультета МГУ преподавал математику и физику в РХТУ им. Менделеева. На фондовом рынке с 1994 года. Управляет ПИФом «Фонд облигаций». Кандидат физико-математических наук. Женат, имеет сына и дочь.
Александр, вы стали одним из первых портфельных управляющих на российском рынке. Интересно услышать о вашем пути в профессию. – Я – кандидат физико-математических наук. После аспирантуры МГУ лет пятнадцать преподавал в Менделеевском институте. Потом перестройка, бухгалтерией занимался, мелким бизнесом. Одним из первых сдал на аттестат Минфина, на нем еще подпись Беллы Златкис стояла. Работал в разных местах, пока, наконец, не пришел в «Первый ваучерный фонд», из которого «вышла» управляющая компания. Я стоял и до сих пор стою у руля первого в России ПИФа облигаций.
Где и как вы обучались управлению? – Опытным путем. В начале 90-х таких специалистов на рынке вообще не было. На рынок ценных бумаг пошли люди с аналитическим складом ума, кто мог быстро обучаться и воспринимать что-то новое. Их было немало. Успешная работа с ценными бумагами – это анализ.
Действительно, иногда кажется, что математиков и физиков на фондовом рынке больше, чем дипломированных финансистов. А вы не жалеете, что ушли из академической науки? – Нет, наверное, нет. Я был не таким уж крупным ученым. И по большому счету мне было все равно, чем заниматься, лишь бы труд требовал интеллектуальных усилий. Получилось, что я вполне реализовал себя на новом поприще, и мне сейчас очень интересно работать.
Вы управляете только консервативной частью «Пиоглобала»? – Кроме фонда облигаций и сбалансированного ПИФа управляю средствами НПФ, доверенными компании.
За столько лет у вас, наверное, сложилась своя философия консервативного инвестирования? – Фонд облигаций должен работать именно с облигациями. Но боюсь, на нашем рынке только дюжина из более чем полусотни облигационных фондов придерживаются этой концепции. Остальные позволяют себе держать большие позиции в акциях – благо ФСФР разрешает иметь до 40% таких бумаг в­ портфеле. Этим фондам хорошо жилось в позапрошлом году, сейчас все иначе. А философия простая – инвестор ПИФа облигаций вправе ожидать, что его фонд обеспечивает доходность, скажем, в 12% годовых плюс-минус процентный пункт в любой момент времени, независимо от срока инвестирования.
А как быть с пенсионными деньгами? С одной стороны, это консервативные инвестиции, с другой – очень длинные деньги. – Здесь все иначе. ПИФы – это гонки, участие в рейтингах и тому подобное. Если все фонды упадут на 15%, мы можем упасть на 14%, чтобы быть впереди. В ­ПИФах не столь важно, сколько ты заработал, главное – чтобы больше конкурентов. При управлении пенсионными резервами ни в каких гонках не участвуем. Мы встречаемся с руководством НПФ и расписываем: у нас такой-то прогноз по акциям, такой-то – по облигациям, мы постараемся обеспечить такую-то доходность. Предположим, мы говорим, что заработаем 17% годовых; если кто-то заработает 40%, то это не наши проблемы, наша задача – обеспечить заранее оговоренный результат. И в любом случае у нас не будет минуса. Скажем, на 70% мы закупаем облигации, потом ждем, когда на рынке акций будут хорошие цены, и покупаем их на оставшиеся средства. Если какая?то бумага выросла на 40%, мы ее продаем. План выполнен. И пусть она потом еще хоть на 100% вырастет, это уже совсем другая стратегия. Кстати, в декаб­ре 2006?го перед праздниками продал из портфеля «пенсионеров» все акции, а потом пришел после каникул: на рынке – падение. Мне удалось дешево откупить их обратно. В частности, «Норильский никель». Он рос и рос. Но когда достиг 5500 рублей – я начал продавать эти акции, когда подобрался к отметке 6000 – полностью вышел из бумаги.
Что год текущий нам готовит? – По ощущениям, выборный год будет «не очень». Обычно до выборов фондовый рынок растет, а потом начинается ерунда. Но процентов 20 должен принести. С высокой волатильностью.
А в облигациях? – С облигациями становится хуже. Стоит ожидать дефолтов. Раньше было много денег, была гонка андеррайтеров, которые выводили на рынок эмитентов плохого качества. Деньги охотно давали, а сейчас с этим проблемы. В минувшем году удалось увидеть нормальную доходность. А в позапрошлом редкая облигация до 12% годовых дотягивала. Мы работаем с третьим эшелоном, но стараемся выбирать надежные компании.