«Viberi» Александр Генцис: «Банки неплохо заработали на кризисе»
«Банки неплохо заработали на кризисе»Александр Генцис: «Банки неплохо заработали на кризисе»Беседовал Олег МаксименкоИнтервью. Старший вице-президент компании «Диасофт» Александр Генцис уверен, что для финансового сектора все худшее уже позади, а следующая волна роста пойдет с умом.TweetАлександр Юрьевич, как за 9 месяцев 2009 года изменился отечественный финансовый рынок?– В нынешней ситуации 9 месяцев – это довольно большой срок, в течение которого обстановка трижды поменялась. Пессимистические настроения, возникшие в начале года, нарастали с каждым месяцем, вплоть до лета: в средствах массовой информации говорили о второй волне кризиса и о том, что ничего хорошего ждать не приходится.В свою очередь, общаясь непосредственно с руководителями банков, средних и крупных, я чувствовал, что мысль оВ В«конце всегоВ» овладела и ими. Шли разговоры о том, что осенью всех накроет и банки В«лягутВ». Но когда я спрашивал: В«А что конкретно у вас?В», мне отвечали: В«У нас – все замечательно: у нас хорошая ликвидность. Другой вопрос, что эти средства некому выдавать, так как количество стабильных компаний не возрастает, но мы обязательно дождемся хороших временВ». Я так и не встретил ни одного банкира, который сказал бы, что его накроет тоже. Поэтому еще летом сделал вывод, что никакой второй волны не будет: если не встретил ни одного потенциального банкрота, значит, все обойдется.Финансовый сектор в порядке. Банки неплохо заработали на кризисе.Если я вас правильно понял, апокалипсические разговоры в банковском сообществе к лету прекратились?– Да. Постепенно стихли. До этого все говорили о том, что вот-вот наступит конец света. Месяц говорили, два, три – аВ В«долгожданноеВ» событие все не наступает. Тогда люди решили: В«Ну, сколько можно сидеть? Давайте, что ли, сделаем что-нибудь?В» Таким образом, стала брать свое накопленная энергия нереализованных проектов и идей. Теперь нам все чаще звонят заказчики и рассказывают об амбициозных планах развития своего бизнеса, которым просто необходима технологическая поддержка.Создается впечатление, что людям была просто необходима пауза, чтобы перевести дух…– Вот именно! Везде и всегда нужно делать паузы – чтобы люди разобрались с финансовыми инструментами, оптимизировали свои расходы. Ведь в процессе быстрого роста об этом никто не задумывается – все мысли о доходах. Я думаю, что польза от годичной паузы в том, что люди не потеряли вкус к принятию решений. Сейчас же начинается активное движение вперед, вверх – закладывается новый, более надежный фундамент для бизнеса будущего.Что нового появилось на рынке?– Ничего яркого и необычного. Все, что сейчас раскручивается, было и до кризиса. Люди просто хотят вернуть прежний темп роста. Я уверен, что кризис научил банки очень аккуратно относиться к корпоративному заказчику, показал, что связи очень дорого стоят. Ведь именно корпоративная клиентура в это непростое время позволяла банкам работать. Кроме того, вновь стали развиваться электронные каналы, больше уделяется внимания удаленному обслуживанию, сервису. Эти направления оптимизированы и продолжают расти. Уверен, что следующая волна роста будет более осознанной, что называется, с умом. Все будут более тщательно считать деньги и вкладывать их гораздо рациональнее, чем до кризиса. Как вы использовали кризис?– Мы не теряли времени и смогли сполна воспользоваться ситуацией. У наших клиентов – устойчиво развивающийся спрос и большой интерес к новому поколению программныхВ продуктов. Да, именно новое поколение ИТ-решений, фундаментальная идея которых – автоматизация бизнес-процессов банка, и в этом их принципиальное отличие от предыдущих проектов. Недавно на одной из конференций я говорил, что в 1990-е все разработчики автоматизировали проводки, аВ вВ 2000-х – сделки, операции. Задача на перспективу, на ближайшие 10–15 лет – автоматизация бизнес-процессов. Это следующий уровень. В итоге рынок завоюет тот, кто внедрит новые технологии наиболее эффективным образом. Мы наблюдаем повышенный интерес к новым программным продуктам: к фронт-офису – В«верхнейВ» системной части автоматизации бизнес-процессов, к новым бэк-офисам, к нашему ядру – Главной книге, к отчетности. Начинается новая мощная волна, подкрепленная деньгами.На каком этапе кризиса вы почувствовали подкрепленный деньгами интерес к вашим разработкам?– Первые признаки появились летом. А активный рост начался уже осенью, хотя мы никуда и не опускались. Общаясь с банками, уверенными, что они выживут, мы пришли к единому мнению – необходимо действовать уже сегодня, чтобы обеспечить развитие завтра.Уже можно говорить о растущем тренде?– Я бы сказал, что вектор направлен на развитие. Полтора года назад вы начали измерять такой показатель, как В«довольность клиентовВ». Как он менялся в течение кризиса?– За первые 6 месяцев довольность выросла на 5–6%. Потом этот рост составлял 1–1,5% в квартал. И хотя темпы замедлились, но тренд – положительный. Мы объясняем это тем, что на первом этапе сработал сильный стимул – тот факт, что мы вообще стали заниматься подобными исследованиями. Клиенты почувствовали это и поддержали нашу инициативу своими оценками.Таким образом, показатель довольности мало связан с экономической ситуацией? – Конечно. Мы в основном работаем с крупными и средними банками, а они почти не пострадали – их спасали, даже если у них и были определенные сложности, и мы продолжаем с ними работать. Кроме того, в кризис у нас появились новые крупные клиенты.Ваш прогноз на ближайшую перспективу?– В секторе системной интеграции по итогам 2009 года будет определенное снижение, но не катастрофическое. Качественной деградации не будет. Мы ведь не рынок недвижимости и не столь зависим от банковского финансового продукта. Думаю, что 2010 год будет годом роста. Те компании, которые имеют свой продукт, прибавят довольно много, если смогут показать рынку, что удовлетворяют реальные потребности его участников.
Рубрики