Рубрики
Статьи

«Viberi» Акулы капитализма с Андреем Школиным

«Viberi» Акулы капитализма с Андреем Школиным
«Viberi» Акулы капитализма с Андреем ШколинымНА ПУТИ ШИННОГО ХОЛДИНГА AMTEL-VREDESTEIN К НЫНЕШНЕМУ ПЛАЧЕВНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ ПОВОРОТНЫХ МОМЕНТА
Ни одним из них основатель компании Судхир Гупта так и не воспользовался. Случай № 1: в 2003 году финский концерн Nokian Tyres всерьез намеревался приобрести тогда еще просто «Амтел». Иностранцев привлекал быстрорастущий российский рынок. Но стороны не договорились, момент для удачного выхода из проекта был упущен. Только за деньги расставаться с контролем Судхир Гупта не хотел, хотя уже тогда его актив оценивался в немалые $260 млн. А идти на обмен акций Nokian Tyres не собиралась. Поворот № 2: покупка голландской Vredestein-Banden в начале 2005 года за $261 млн. Рынок воспринял новость с энтузиазмом, ведь это была одна из первых российских «экспортных» сделок M&A.; «В результате приобретения будет создана компания с рыночной стоимостью в $1 млрд», – обещал тогда Судхир Гупта. Слабые голоса аналитиков, обращавших внимание на резко увеличившийся долг «Амтела» (более $400 млн при выручке за 2004 год в $457 млн) мало кто услышал. А зря: как раз эта сделка подорвала финансовое здоровье холдинга.
Но и тогда еще можно было справиться с недугом. От размещения 13,9 млн акций на Лондонской фондовой бирже Amtel-Vredestein заработал $153 млн – на треть меньше запланированного, но тоже неплохо. Чего стоило пустить их на погашение долгов? Поворот № 3: на вырученные деньги менеджмент принялся развивать розничное направление бизнеса. Исчезало лишнее звено между производством и потребителем, соответственно, появлялась дополнительная рентабельность. Отличное решение, но только не в ситуации и без того чрезмерной долговой нагрузки. Для скупки шинных сетей средств от IPO не хватило, пришлось прибегать к новым заимствованиям. А мгновенного эффекта не получилось. «Нельзя просто купить и начать зарабатывать деньги, – говорил в интервью корреспонденту «Выбери!by» Тон Толенс, финансовый директор Amtel-Vredestein с января 2006 года по март 2007-го. – Приобретение разных сетей требует их реорганизации». В результате «Амтел» сформировал розничное подразделение AV-TO, но не успел на нем заработать. Теперь долг компании превышает $800 млн, и ей элементарно не хватает оборотных средств.
Похоже, плоды 10-летней работы Судхира Гупты сорвет «Сибур – русские шины» («Сибур-РШ»). Его совет директоров уже одобрил покупку «Амтела». Аналитики «Тройки Диалог» предполагают, что она пройдет в форме обратного выкупа: Amtel-Vredestein продаст допэмиссию на 60–80% акций «Сибуру», который оплатит их 100% «Сибур-РШ». Объединенная компания с оборотом в $2,5 млрд займет около двух третей российского рынка. Только вот основатель «Амтела» за поглощением своего детища более хищным игроком наблюдает издалека. Уже полгода, как он продал за бесценок последние остававшиеся у него акции. Бывший шинный магнат потихоньку развивает гостиничный бизнес.