Рубрики
Статьи

«Viberi» Акулы капитализма c Игорем Терентьевым

«Viberi» Акулы капитализма c Игорем Терентьевым
«Viberi» Акулы капитализма c Игорем ТерентьевымМОЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ КОРПОРАЦИЮ, РАБОТАЮЩУЮ ПО ЗАПАДНЫМ СТАНДАРТАМ, И КОМПАНИЮ С ВОСТОЧНЫМ ХАРАКТЕРОМ В ЕДИНЫЙ НЕФТЯНОЙ ХОЛДИНГ?
Ответ на этот вопрос мы узнаем через полтора месяца: к началу марта корпорация West Siberian Resources (WSR) и нефтяная компания «Альянс» должны завершить слияние. Согласно протоколу о намерениях, WSR получит 100% акций российского предприятия и проведет дополнительную эмиссию своих бумаг в пользу владельцев «Альянса», которым будет принадлежать 60% увеличенного капитала WSR. По сути, данную процедуру правильнее назвать не слиянием, а классическим обратным поглощением: акционеры частной компании устанавливают контроль над публичной корпорацией взамен собственных активов.
Фраза «сошлись Восток и Запад» наиболее емко описывает контрагентов предстоящего слияния (обратного поглощения). «Запад» – WSR, зарегистрированный на Бермудах холдинг. Его акции обращаются на стокгольмской бирже OMX Nordic Exchange, а нефтедобывающие активы расположены в России. Опять классический пример компании-«оболочки», красиво упакованной и проданной западным инвесторам. «Восток» – частная нефтяная компания «Альянс», которую контролирует семья Бажаевых. Отдельно остановлюсь на движении акций среди членов семьи. Из финансовой отчетности нефтяной компании за 2005 год следовало, что около 40% акционерного капитала принадлежит «совместным собственникам» – Мадине Бажаевой (вдове основателя «Альянса» Зии Бажаева, погибшего в авиакатастрофе) и ее трем детям (двум дочерям и сыну). Остальными бумагами владели Муса и Мавлит Бажаевы (братья Зии Бажаева) и миноритарии. Теперь же структура капитала несколько иная, «восточная»: женщины не присутствуют в списке основных бенефициаров. Крупнейшие акционеры – все те же Муса и Мавлит Бажаевы, а также Дени, сын Зии Бажаева. Кстати, стоимость «Альянса», исходя из параметров сделки, оценена в $1,5 млрд.
Зачем сливаются? Аналитики считают, что объединение WSR и «Альянса» – тот самый случай, про который говорят: 1+1=3. У бермудского холдинга основные активы – нефтедобыча, у российской компании – нефтепереработка и розница (автозаправочные станции), поэтому они отлично дополняют друг друга. Кроме того, аналитики обращают внимание на то, что слияние WSR и «Альянса» фактически означает появление еще одной вертикально-интегрированной нефтяной компании (добыча – переработка – розница). Но не стоит забывать и о некоторых деталях. Во-первых, объем перерабатывающих мощностей по-прежнему будет превышать собственную добычу. Следовательно, перед объединенной компанией стоит вопрос поглощения других нефтедобывающих активов. Во-вторых, добыча WSR сконцентрирована в трех районах: Волго-Уральском, Тимано-Печорском и Томском. А активы «Альянса» – Хабаровский нефтеперерабатывающий завод и сеть АЗС – расположены на Дальнем Востоке. Думаю, масштаб расстояний понятен: объединенной компании еще предстоит решить вопрос логистики, возможно, договорившись с другими игроками об обмене нефтью.