Рубрики
Статьи

«Viberi» Акцизные дебаты

«Viberi» Акцизные дебаты
«Viberi» Акцизные дебатыВ российской табачной отрасли нет единства по вопросу акцизов. За возвращение к одним только специфическим ставкам акцизов на табачные изделия выступают два международных производителя — лидер российского рынка компания Philip Morris и JT International (JTI), также входящая в четверку ведущих игроков. В совокупности на них приходится около 40% объема продаж в физическом исчислении. Им противостоят компании, контролирующие более половины российского рынка, во главе с «БАТ Россия» (российское подразделение British American Tobacco), «Лиггетт-Дукат» и «Донским табаком». Эти производители отстаивают введенную в прошлом году смешанную систему сбора акцизов.
Комбинированная система акциза на табачные изделия действует в России с 1 января 2003 года. Она складывается из специфической ставки, устанавливаемой в рублях за 1 тыс. сигарет, и адвалорной составляющей — 5% от отпускной цены продукции. С начала 2004 года было произведено 20-процентное увеличение ставок специфической компоненты акциза, и теперь с 1 тыс. сигарет с фильтром производители платят 60 рублей, а с 1 тыс. сигарет без фильтра — 23 рубля.
Позиции сторон. Сторонники смешанной системы акцизного налогообложения считают, что она способствует установлению более справедливой налоговой нагрузки на различные социальные слои населения, при которой более обеспеченные курильщики платят больший акцизный налог. «Такая система позволяет потребителям массовой табачной продукции сохранить доступ к недорогим сигаретам с фильтром, а адвалорный компонент предоставляет возможность производителям поддерживать гибкую ценовую политику», — утверждает Тасос Ситсас, директор по продажам и маркетингу ООО «ЛД Трейдинг» (вместе с «Лиггетт-Дукат» входит в международную табачную компанию Gallaher Group Plc.). Кроме того, комбинированная система также способствует получению дополнительных бюджетных доходов за счет более высоких ставок налога на более дорогую табачную продукцию, говорит он.
Сторонники чисто специфической системы акцизов со своей стороны утверждают, что она наиболее эффективным образом обеспечивает единство фискальных и социально-политических интересов государства. Одним из основных направлений развития налоговой реформы в 2003-2005 годах является продолжение курса на отмену «оборотных налогов», упрощение налоговой системы. Однако, как заявил «Ф.» руководитель службы по связям со СМИ «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Дмитрий Хрол, введение смешанной системы привносит те недостатки, которыми характеризуется адвалорная компонента: сокращение налоговой базы для обложения акциза и как следствие недополучение государством налоговых платежей. «Подобная ситуация сложилась при налогообложении природного газа, в результате чего адвалорный акциз на природный газ в этом году отменен», — сказал Дмитрий Хрол.
Счетная палата. В поддержку Philip Morris и JTI выступает Счетная палата. В прошлом году по итогам проверки нескольких табачных предприятий аудитор Счетной палаты Владимир Пансков отметил, что «с введением адвалорной составляющей появилась возможность минимизации налоговой нагрузки как за счет ассортиментных сдвигов в сторону увеличения выпуска более дешевых и более вредных для здоровья табачных изделий, так и за счет снижения отпускных цен при реализации оптовыми организациями, зачастую являющимися аффилированными лицами с организациями-производителями».
А недавно коллегия Счетной палаты, заслушав отчет Владимира Панскова по итогам проверки полноты и своевременности поступления акцизов на табачные изделия в 2002 году и за 9 месяцев 2003 года, пришла к выводу, что материалы проверки свидетельствуют о недостаточной эффективности введенной комбинированной ставки акциза. По данным Счетной палаты, поступления акцизов на табачные изделия в федеральный бюджет в 2003 году составили только 15,9 млрд рублей. И это при том, что бюджетное задание по сбору табачного акциза в 2003 году было снижено в конце прошлого года с 20 до 18 млрд рублей.
Но сторонники смешанной системы акцизного налогообложения считают, что Счетная палата манипулирует цифрами. В частности, она не учла, что с 2003 года поступления от табачных акцизов стали направляться не в региональные бюджеты, а в федеральный. В то же самое время, по словам председателя совета директоров «БАТ-Ява» Леонида Синельникова, не было принято в расчет, что платежи по акцизам на табачные изделия осуществляются в течение 45 дней после реализации. Поэтому суммы, начисленные в конце 2002 года по старым ставкам, были оплачены в начале 2003 года и пошли в региональные бюджеты. Точно так же платежи конца прошлого года проходят в начале текущего года.
Поступления в бюджеты. Общая сумма акцизов, уплаченных табачными компаниями в 2003 году и в федеральный, и в региональные бюджеты, составила 18,2 млрд рублей, что соответствует уточненному бюджетному заданию. Как говорят представители «БАТ Россия», снижение плана по сбору акцизов было обусловлено не введением смешанной системы акцизов, а тем, что изначально была допущена ошибка при планировании: Минфин не принял во внимание полуторамесячную отсрочку в платежах. Для того чтобы узнать, сколько было заплачено акцизов с продукции, реализованной в 2003 году, нужно брать поступления в бюджет начиная с марта 2003 года и заканчивая февралем 2004 года, и эта сумма составила 19,8 млрд рублей, что ненамного меньше изначального бюджетного задания в 20 млрд рублей, утверждает Леонид Синельников. Кроме того, при составлении бюджетного задания по сбору табачных акцизов на 2003 год в качестве налогооблагаемой базы был взят прогноз производства в объеме 390 млрд сигарет, тогда как реальный выпуск табачной продукции по итогам прошлого года составил 381,8 млрд штук. Хотя, как считает Леонид Синельников, в качестве налогооблагаемой базы нужно брать не объем производства, а объем реализации, поскольку акцизы платятся с проданной продукции.
По мнению Леонида Синельникова и депутата Государственной думы Ивана Саввиди, возглавлявшего до избрания в парламент компанию «Донской табак», главное, что показала недавняя проверка Счетной палаты, — отсутствие существенных нарушений, связанных с занижением отпускных цен и соответственно уменьшением налогооблагаемой базы табачных производителей. А результаты предыдущей проверки Счетной палаты, проведенной в январе-апреле 2003 года, основывались на ошибочных данных об отпускных ценах производителей — в отношении «БАТ-Ява» данные были занижены в 5-6 раз, заявил «Ф.» менеджер по вопросам нормативного регулирования «БАТ Россия» Тимур Каримов.
Поправки. Иван Саввиди считает, что, несмотря на то, что смешанная система акцизов доказала свою эффективность, нужно ее модифицировать, увеличив адвалорную составляющую. По его мнению, сохранение адвалорной ставки в размере 5% от отпускной цены сигарет при увеличении специфических сборов приведет к разорению фабрик с чисто российским капиталом, которые выпускают в основном дешевую продукцию, и в результате на рынке смогут выжить только предприятия, принадлежащие мультинациональным корпорациям. Сугубо специфическая система может существовать только на развитых рынках, где цена продукции отличается незначительно — на 10-15%, как, например, в США, но в России, где цены на сигареты разнятся от 2 до 40 рублей за пачку, это приведет лишь к удушению производителей дешевых табачных изделий, считает Иван Саввиди. Поэтому он предлагает увеличить адвалорную ставку до 15% от отпускной цены. Разработкой более конкретных предложений и оформлением их в виде поправок в законы депутат намерен заняться, когда будет сформировано бюджетное задание по сбору акцизов на 2005 год.
А директор департамента по корпоративным вопросам «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Алик Туйгунов со своей стороны утверждает, что добавление процентной составляющей (даже в минимальном размере — 5% от отпускной цены) к твердой рублевой ставке привело к созданию сложностей в прогнозировании поступлений и сказалось на собираемости налога. По его мнению, в этих обстоятельствах дальнейшее повышение размера процентной составляющей еще больше осложнит ситуацию, и только специфическая система, полностью отвечающая идеологии налоговой реформы, нацеленной на отказ от оборотных налогов, может обеспечить прозрачность и 100-процентную собираемость налога. Эту позицию поддерживает и управляющий по связям с общественностью JTI Андрей Ерин. Он полагает, что естественным завершением «тестирования» смешанной ставки взимания акциза должно явиться решение парламента и правительства страны о возврате к специфической системе с ее прозрачностью, легкостью администрирования налоговыми органами и эффективностью сбора и планирования, проверенными временем.
Борьба интересов. Существующая система акцизов является компромиссом между чисто российскими фабриками и частью иностранных производителей. Российским предприятиям, выпускающим преимущественно дешевую продукцию, была бы выгодна только адвалорная ставка. А специфические акцизы увеличивают прибыль транснациональных корпораций, так как чем больше цена выпускаемой ими продукции, тем меньше в ней доля налога. Понятно, что в этом заинтересована компания Philip Morris, которая никогда не выпускала дешевые сигареты без фильтра, даже когда на них приходилось 40% рынка.
Поскольку с ростом благосостояния населения дешевые сегменты постепенно сдают свои позиции, в перспективе специфическая система выгодна для всех мультинациональных производителей. Тем не менее такие компании, как «БАТ Россия» и «Лиггетт-Дукат», поддерживают смешанную систему. Как объяснил «Ф.» Леонид Синельников, подобная позиция вызвана тем, что «БАТ Россия» не заинтересована в разорении российских производителей, ведь это приведет к очень резким изменениям в структуре табачного рынка и привлечет пристальное внимание государства к деятельности транснациональных корпораций. Кроме того, закрытие сразу нескольких российских фабрик увеличит безработицу и вызовет социальные потрясения.