Рубрики
Статьи

Афиша

Афиша
АфишаКиноПункт назначения — «Нигде в Африке». Так называется новая картина Каролине Линк, получившая премию «Оскар-2003» в категории «Лучший иностранный фильм», которая вышла в прошлый четверг в столичный прокат. После «Пианиста» Романа Поланского (см. Выбери.by № 11) это еще один фильм нынешнего сезона, повествующий об участи евреев во время Второй мировой войны. Интеллигентная семья Редлихов — Йеттель (Юлиане Колер), Вальтер (Мераб Нинидзе) и маленькая Регина — вынуждена бежать из страны. Первым обосновывается в Африке Вальтер; мать с дочерью успевают уехать в последний момент: через несколько дней нацистская мышеловка наглухо захлопнется и оставшиеся будут обречены на муки и гибель. Семье Редлихов судьба даст шанс выжить, но это будет суровым испытанием. Привыкшие к светским приемам, роскошным платьям и изысканному фарфору, они оказываются заброшенными на чернокожий Африканский материк. Заботливо упакованные сервизы оказываются ни к чему: Африка живет по совсем иным законам. Здесь женщины ходят с обнаженной грудью, здесь аборигены верят в заклинанье духов, здесь растительность сжигает солнце, а земля молит о воде. Йеттель все приводит в ужас: она не может принять реальность, круто изменившуюся с плюса на минус. Зато малышка, напротив, с детской непосредственностью впитывает в себя все окружающее, с легкостью перенимая местный язык и обычаи.
Кульминация картины — сцена нашествия саранчи. Ради этого захватывающего зрелища, собственно, и стоит смотреть фильм. Несметные полчища прожорливых зеленых созданий заволокут весь экран. Между тучами насекомых и местными жителями разгорится битва не на жизнь, а на смерть…
«Пуленепробиваемый» Джона Ву — из серии тех фильмов, которые приводят в недоумение своей очевидной глупостью. До тех пор, пока не понимаешь, что это тонко выстроенная пародия, напичканная цитатами из популярных блокбастеров. Монахи, дарующие могущество таинственные свитки, древние пророчества, погони, драки с применением восточных единоборств… В сюжетной основе фильма — вышедший в конце 90-х одноименный комикс, запавший в душу одному из продюсеров, Теренсу Чану.
«Я редко читаю комиксы, — оправдывается он, — но этот отличался от других. Меня очень привлек духовный аспект этой истории».
Роль пуленепробиваемого монаха исполняет Чоу Юн-Фат, легенда гонконгского кинематографа. Это не первая его работа с Джоном Ву: в 1986 году он уже снимался в его картине «Лучшее будущее», которая собрала свыше $30 млн только в Гонконге. На счету Юн-Фата около 70 фильмов, в том числе историческая драма «Анна и король», где его партнершей была Джуди Фостер, и получивший «Оскар-2000» фильм Ана Ли «Крадущийся тигр, невидимый дракон».
«Это очень занятный персонаж, — характеризует Юн-Фат своего героя. — Он философ, но обладает чувством юмора. У него потрясающие отношения с его молодым протеже. Они не просто учитель и ученик, скорее это старший друг и младший друг, что вносит в фильм трогательные ноты». Кар, преемник монаха, — милый и обаятельный хулиган в исполнении комедийного актера Шона Уильяма Скотта («Американский пирог», «Американский пирог-2», «Где твоя тачка, чувак?»). Именно ему и достается в наследство заветный свиток, а вместе с ним — и преследование непременного злодея, без которого не обходится подобного рода фильм. Роль «плохого парня», командира отряда СС Штрукера, который на протяжении картины постареет на 60 лет, сыграл Карел Роден. Фильм придется по вкусу любителям пародий.
В Киноплексе на Ленинском двойное событие. Во-первых, премьера фильма «Накойкаци» (что в переводе означает «Война как образ жизни») — последней части трилогии Годфри Реджио под названием «Каци». Во-вторых, открытие персональной выставки известного фотографа Кати Гайки, которая продлится до 31 августа. Идея экспозиции и была навеяна просмотром новой работы культового американского режиссера.
Высокие технологии входят, влезают, врываются в нашу жизнь, меняя ее до неузнаваемости. Мы несвободны, мы мимикрируем, меняемся до неузнаваемости, застыв у голубых экранов телевизоров или уставившись в компьютерный монитор. Режиссер предостерегает, негодует, неистовствует: «Мы — киборги, инопланетяне на собственной планете. Наша жизнь — это промышленный конвейер, наш мир — это пластиковая матка искусственной Вселенной». Конец истории близок. И это символизирует казалось бы безобидная и привычная компьютерная иконка — значок Интернета — уменьшенный земной шар. «Мы не боимся технологических новинок, — с горькой иронией говорит Годфри Реджио. — Технология заменила нам Бога. Перед всевидящим оком компьютера мы готовы преклонить колени. И вы все еще не верите тому, что мы киборги?»
ВыставкиВ Третьяковской галерее на Крымском валу открылся зал актуального искусства. Третьяковка осваивает новую форму работы с художниками, выступая в роли своеобразного заказчика. Художнику будет предложено создать на стенах выставочного зала фреску, граффити или представить видеоинсталляцию. Срок жизни шедевров современного искусства недолог: через месяц-другой произведение будет безжалостно закрашено и заменено на работу более актуальную, которой, впрочем, уготована та же участь. Первым на подобный эксперимент согласился Георгий Острецов, раскрасивший не тронутые красками стены стилизацией под тинейджерское граффити 80-х. Имя Острецова хорошо известно по его работам в современных глянцевых журналах. Впрочем, начинал он в середине 80-х как художник-авангардист, создавший жанр человека-стиля — авторскую авангардную художественную моду. Участник многих российских и зарубежных выставок, автор костюмированных перформансов, создатель коллекции латексных масок для фильма Люка Бессона «Такси», он успел поработать со знаменитыми кутюрье Жаном Шарлем де Кастельбажаком, Жан-Полем Готье. Уже поэтому его новая работа в Третьяковке вызывает по меньшей мере любопытство.
Видеоряд дополняют работы группы молодых художников «Лето»: члены этого творческого объединения устроили показ актуального творчества живописцев под кодовым названием «Эфемерное искусство».
На прошлой неделе в галерее «ФотоСоюз» открылась выставка Дамира Юсупова «Балет», посвященная памяти великого русского танцовщика Рудольфа Нуреева, который в этом году отметил бы свой 65-летний юбилей. Фотографии Дамира Юсупова сделаны во время ежегодного Международного фестиваля оперы и балета, который проводится в Татарском Академическом театре оперы и балета им. М. Джалиля (Казань).
…Остановить мгновение танца. Превратить длящийся долю секунды прыжок в бесконечное парение — вне времени, вне пространства. Танец на фотографии как бы безмолвен: его не сопровождает соло скрипок, его не подхватывает ритм ударных. И в то же время он таит в себе музыкальность, как хранит и отголоски движения. Тонкие линии взмывших к небу рук продолжают стремительный полет мелодии. Напряженные стрелы ног, изящные поддержки, резкие скачки — за всем этим стоит призрак музыки, который мы не слышим, но чувствуем…
Галерея Петра Войса (С. Арт) представляет концептуальную выставку Алексея Политова и Марины Беловой «СТЕРИЛИЗАЦИЯ. Что такое консервы и почему их можно долго хранить». Приглашение на выставку звучит как манифест:
«Мы в банке. Нас медленно стерилизуют, чтобы укупорить и поставить в темный шкафчик с уютными полками.
Для всех приготовлены крышечки и неумолимо зловеще вращается машинка для закрутки, напоминающая орудие пыток и карусель из Луна-парка одновременно.
Итак, крышечки закручены… Мы в банке — чувства и образы, метафоры и стереотипы нами герметично закрыты, доступ воздуха во избежание порчи содержимого исключен. Но попадется иногда овощ, не поддающийся стерилизации… Вспенится, забродит, взорвется, с громким хлопком откинет крышку и с пеной вырвется на свободу. Хорошо бы забродить… В противном случае банку откроют только для того, чтобы насадить овощ на вилку и закусить им рюмку водки. Ваше здоровье! Приятной стерилизации!» (А. Политов, М. Белова).
Стерилизованные овощи — метафора обезличенности. Консервированные продукты — символ человеческой косности. Путешествие в мир консервов не пройдет для посетителей бесследно: процесс «укупорки» и «насаживания на вилку» вызывает однозначное отторжение.
ТеатрПосле удачных июньских выступлений в Москве Королевский балет Великобритании перемещается на сцену Мариинского театра. С 18 по 28 июля в Cеверной столице пройдут гастроли легендарного балета Covent Garden. Петербуржцам повезло больше, чем москвичам: в двух одноактных балетах они смогут лицезреть очаровательную парижанку, балерину номер один, Сильви Гиллем, которая выступала в России лишь в далеком 1989-м. Бывшая прима «Гранд-Опера», в начале 80-х она вынуждена была покинуть родной театр из-за конфликта со своим же учителем, Рудольфом Нуреевым. Экспрессивная, стройная, страстная, она с легкостью танцует как строгие классические балеты, так и модернистские постановки Ролана Пети.
На сцене Мариинки Сильви Гиллем исполнит главные партии в «Маргарите и Армане», балете хореографа Фредерика Аштона, и его же «Месяце в деревне» — пластическом прочтении одноименной повести Ивана Тургенева (балет станцуют в главном театре Петербурга 24 и 25 июля).
В петербургской программе Королевского балета присутствует исключительно классика: «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро»… Так, впрочем, и положено театру, президентом которого являются венценосные особы. В 1957 году этот пост занимала Ее Королевское Высочество принцесса Маргарет, а после ее смерти почетное руководство театром перешло к принцу Чарльзу Уэльскому. Помимо Гиллем на помост Мариинки поднимутся такие звезды, как Роберто Болле и Массимо Мурру, а также юная прима Алина Кожокару.