Рубрики
Статьи

«Viberi» Аэроинтрига

«Viberi» Аэроинтрига
«Viberi» АэроинтригаМэр Москвы Юрий Лужков и гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов неожиданно стали союзниками | ИТАР-ТАССTweetМэр Москвы Юрий Лужков и гендиректор В«РостехнологийВ» Сергей Чемезов направили письмо руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву. ВВ нем они пожаловались на то, что В«АэрофлотВ» единолично получает роялти за пролет самолетов иностранных авиакомпаний над территорией России, что ставит его в неравные условия по сравнению сВ другими игроками рынка. Почему Юрий Лужков иВ Сергей Чемезов заинтересовались деньгами В«АэрофлотаВ»? Недавно они учредили авиакомпанию В«Авиалинии РоссииВ» (вВ нее вошли Air Union, В«Атлант-союзВ», В«КавВ­минВ­воВ­дыВ­аВ­виаВ», В«Владивосток-АвиаВ» иВ др.) иВ объявили об амбициозных планах стать крупнейшим российским авиаперевозчиком. ВВ В«АэрофлотеВ» инициативу главных акционеров В«Авиалиний РоссииВ» пока официально не комментируют, но дают понять, что компания уже иВ так отдает порядка 40% роВ­ялВ­ти государству: 20% вВ виде налогов, аВ еще 20% – вВ виде отчислений Росавиации иВ Росаэронавигации. Молчат вВ крупнейшей авиакомпании России иВ вВ отношении общего размера роялти: вВ отчетности компании по МСФО он отВ­дельВ­но не указывается, аВ отображается вВ статье В«прочие доходыВ». Однако, по мнению знакомого сВ ситуацией старшего аналитика Банка Москвы Михаила Лямина, В«цена вопросаВ» колеблется на уровне $300–400 млн в год. Опрошенные В«Ф.В» эксперты полагают, что вВ свете нынешних экономических условий никто полностью лишать роялти В«АэрофлотВ» не будет, но, учитывая административный ресурс В«посягателейВ», им все-таки удастся заставить перевозчика поделиться полетными деньгами. В«Времена сейчас непростые, вВ 2009 году ожидается значительный спад пассажиропотока, иВ лишать крупнейшего перевозчика России финансовой подушки, особенно вВ пользу только создающейся авиакомпании, не слишком последовательноВ», – говорит аналитик ВТБ Елена Сахнова. Согласен сВ ней иВ гендиректор компании Infomost Борис Рыбак: по его мнению, на руку В«АэрофлотуВ» может сыграть то обстоятельство, что несколько лет тема роялти была одной из центральных при переговорах России и Евросоюза по вступлению нашей страны вВ ВТО. Предполагающие постепенную отмену роВ­ялВ­ти кВ 2013В году В«Согласованные принципы модернизации сиВ­стеВ­мы использования транссибирского маршрутаВ» были подписаны вВ 2006В году, но до сих пор не парафированы Россией. В«ИВ изменение ситуации сВ роВ­ялВ­ти до принятия этого документа гарантированно встревожит Евросоюз, аВ вВ нынешней политической ситуации еще одна точка напряжения Кремлю не нужнаВ», – резюмирует эксперт. Вместе сВ тем, по мнению Михаила Лямина, В«Авиалинии РоссииВ» обладают колоссальным административным ресурсом иВ под предлогом осуществления рейсов на коммерчески убыточных направлениях (связывающих отдаленные северные регионы сВ центральными городами России) вполне могут отбить уВ В«АэрофлотаВ» 20–30% роялти. Особенно на фоне того, что оВ своем интересе кВ вхождению вВ число акционеров В«Авиалиний РоссииВ» уже объявили несколько крупных региональных лидеров – таких, как губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Впрочем, кое-кто полагает, что истинная цель Юрия Лужкова иВ Сергея Чемезова лежит намного глубже, чем просто выбить финансовую почву из-под ног основного конкурента. В«Не секрет, что В«АэрофлотВ» хочет начать процесс консолидации сВ В«СибирьюВ», что потребует от компании Валерия Окулова колоссальных инвестиций, – рассказывает Борис Рыбак. – И,В когда В«АэрофлотВ» пройдет вВ поглощении В«СибириВ» точку невозврата, акционеры В«Авиалиний РоссииВ» могут пойти в атаку на конкурента вВ части лишения его роялтиВ». По мнению эксперта, этот шаг может поставить В«АэрофлотВ» на грань банкротства – достаточно сказать, что прогноз В«АэрофлотаВ» по чистой прибыли за 2008В год составляет всего $85 млн, что вВ 4В раза меньше роялти. В«Не сомневаюсь, что тогда Чемезов и Лужков придут на помощь В«АэрофлотуВ», но только на условиях его вхождения в состав В«Авиалиний РоссииВ», – предполагает Борис Рыбак. Насколько реален подобный сценарий развития событий?В  Увидим до конца года, когда станет понятна реакция Минтранса на возможное слияние В«АэрофлотаВ» сВ В«СибирьюВ».