Рубрики
Статьи

Административный ресурс

Административный ресурс
Административный ресурсРучеек не иссяк. Первые пять лет существования Банк Москвы мог не заботиться о привлечении пассивов, которые ему в избытке предоставляла столичная мэрия в виде бюджетных счетов и средств городских пенсионеров. Однако в 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс (БК) России, который разрушил систему уполномоченных банков, обслуживающих муниципальную казну. Статья 155 БК разрешала работать с бюджетными счетами только Банку России — исключение делалось только для тех регионов, где учреждений ЦБ было недостаточно. Понятно, что Москва к ним не относилась. В ЦБ бюджетные деньги попадали через промежуточную структуру — казначейство, федеральное или региональное. Предполагалось, что такая форма позволит сохранить средства бюджета и обезопасит их от нерационального использования. В Москве было создано собственное казначейство, которое является подразделением городского Департамента финансов. Однако до сих пор не все его счета находятся на обслуживании в ЦБ. Официально это объяснялось тем, что ряд операций ЦБ или не имеет права проводить, например валютные, или технически не может — технологии не позволяют. Так что Банк Москвы до сих пор собирает арендную плату за нежилые помещения и выплачивает зарплату бюджетникам, в нем находятся валютные счета Департамента финансов и счета целевых бюджетных фондов административных округов.
Министерство по антимонопольной политике (ныне Федеральная антимонопольная служба) не верило доводам городских чиновников и приближенных к ним банкиров, пыталось через арбитражный суд вынудить Банк Москвы отдать бюджетные средства. Однако эти попытки не увенчались успехом, а с 2003 года стали бессмысленными, так как появилось первое послабление. В закон о бюджете на 2003 год ввели статью 49, которая разрешала регионам-донорам обслуживать свои бюджетные счета в коммерческих банках, отобранных по конкурсу. В 2004-м была придумана новая уловка — в законе о бюджете-2004 появилась статья 152, которая приостанавливала действие БК в части «недопустимости размещения бюджетных счетов на депозитах коммерческих банках» (ст. 236). В результате получилось, что к началу этого года обслуживать бюджетные счета в коммерческих банках было нельзя, однако размещать там часть так называемых временно свободных остатков средств можно. Что такое временно свободные остатки, нигде не прописано, подразумевается — это те средства, в которых бюджет какое-то время не нуждается. То есть их сначала надо отправить в ЦБ, а потом взять оттуда и разместить на депозитах. В принципе «спрятать» под видом «остатков» иные муниципальные средства возможно: не случайно же в официальных комментариях руководство банка признает лишь наличие в нем «остатков», а не собственно бюджетных счетов. Однако их следы можно обнаружить в оборотной ведомости банка, размещенной на сайте ЦБ. По данным на 1 ноября, хранящиеся в Банке Москвы «Средства бюджетов субъектов Федерации» составляют 18,976 млрд рублей (счет 40201), а «Депозиты финансовых органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления» — 27,5 млрд рублей (счета 41101, 41103, 41104). В общей сложности на 1 ноября средства муниципального бюджета и госпредприятий достигли 43,285 млрд рублей — треть от общих пассивов банка. При этом большую часть этой суммы занимает бюджет. На него приходится 28% — около 36 млрд рублей. Эти цифры сопоставимы с общим размером средств, привлеченных от частных клиентов (43,34 млрд рублей).
Некритичная потеря. «Объем бюджетных средств в банке изменяется в течение календарного года в связи с сезонной периодичностью поступления доходов в московский бюджет, — пояснил финансовый директор Банка Москвы Юрий Максутов. — В течение года остатки могут колебаться от 20 до 40 млрд рублей, при этом среднегодовой объем средств составляет около 25 млрд рублей — это примерно 20% от совокупной ресурсной базы банка, что не является критичным. Более высокий объем остатков на 1 ноября 2004 года — это пиковое значение, которое будет постепенно снижаться до среднего уровня». По словам Юрия Максутова, дальнейшая диверсификация ресурсной базы банка будет происходить за счет внешних заимствований, возможности которых значительно расширяются после недавнего повышения рейтинга Банка Москвы международными агентствами Fitch и Moody’s. К тому же Банк Москвы всегда имеет запас ликвидных активов, покрывающий объем бюджетных ресурсов.
К таким ликвидным активам Сергей Моисеев из ММИЭИФП относит денежные средства Банка Москвы на счетах в ЦБ РФ, размер которых на 1 ноября составлял 13,66 млрд рублей. Дополнительный запас ликвидности составлял 0,66 млрд — его образовали ценные бумаги, удерживаемые до погашения, которые банком ни ранее, ни позже не использовались. Часть запаса ликвидности была создана за счет распродажи бумаг — их объем с начала мая по конец августа упал с 20,5 млрд до 11,3 млрд рублей. Так что к 1 ноября за счет распродажи ликвидных активов банк смог бы выручить 25,62 млрд рублей — на 10 млрд меньше, чем размер бюджетных остатков, и на 17,72 млрд рублей меньше, чем размер средств частных клиентов.
В дальнейшем объем бюджетных средств в Банке Москвы будет только расти. Поскольку в апреле прошлого года Конституционный суд запретил приостанавливать нормы БК «нижестоящими» законами о бюджете, депутатам Госдумы пришлось менять основной документ. Так, в конце ноября были приняты в первом чтении поправки в кодекс, в результате чего действие статьи 236 для регионов-доноров приостанавливается. То есть возможность размещать бюджетные остатки на депозитах в коммерческих банках, которая действует только до конца этого года, может быть продлена на неограниченный срок.