Рубрики
Статьи

Эволюция лизинга на транспорте

Эволюция лизинга на транспорте
Эволюция лизинга на транспортеСовременные экономисты и правоведы не дают убедительного ответа на вопрос, когда впервые были осуществлены лизинговые операции в современном их понимании. Одни авторы считают, что лизинговые отношения являются древнейшей формой финансирования или усматривают идею лизинга уже в высказывании Аристотеля: «Богатство заключается чаще всего в рентабельном использовании собственности, а не в обладании ею как таковой», т.е. в основе лизинга лежит отделение права владения и права пользования. Вторая группа теоретиков историю развития лизинга исчисляет с начала 50-х гг. XIX в., т.е. с момента вхождения термина «лизинг» в широкое употребление.Если придерживаться позиции М.И. Шимкович, характеризующей договор лизинга как отдельный вид договора аренды, можно считать, что именно развитие аренды оказалось предпосылкой становления новой формы экономических отношений лизинга. Поэтому можно выделить в отдельную группу тех авторов, которые при рассмотрении исторических фактов зарождения лизинговых отношений полагают, что лизинг как вид имущественных отношений был известен давно, но появление лизинговых отношений в их современном понимании следует относить к новому и новейшему периоду истории хозяйственных взаимоотношений.Не существует и единого подхода к периодизации развития лизинговых отношений. Так, В.Г. Макеева анализирует развитие лизинговых отношений на базе двух компонентов: качественного изменения их характера, абсолютного роста количества лизинговых сделок; Т.Н. Москалевич, рекомендует придерживаться хронологического порядка развития лизинговых отношений; Ю.Н. Лапыгин, Е.В. Сокольских выделяют такие ключевые моменты в развитии лизинговых отношений, как: налогово-амортизационные льготы; смена парадигмы мышления (признание лизинга эффективной формой финансирования); научно-технический прогресс. О.Г. Левкович рассматривает историю лизинговых отношений как результат качественных изменений общественных отношений. Такое понимание истории развития лизинговых отношений представляется автору обоснованным.Эволюция лизинговых отношений в транспортной сфере включает следующие этапы:возникновение идеи использования чужих средств труда на возмездной основе (начиная с XX в. до н. э.);развитие данной идеи и ее отражение в законодательстве (начиная с XIII в. н. э.);развитие отношений по передаче имущества и их отражение в арендном договоре в США (XVIII в.);развитие правовых конструкций пользования в английской правовой системе (XIX в.):формирование рынка лизинговых услуг в США (XX в.);распространение лизинга по всему миру и окончательное формирование его правовой конструкции (начиная с 60-х гг. XX в.).Для первого этапа характерно широкое использование в торговле и в военных целях преимущественно водного транспорта. Это способствовало появлению в IX в. в Венеции сделок сдачи во временное пользование судов и очень дорогих в то время якорей. В данный период реально лизинг не составлял альтернативы покупке, и не рассматривался как инструмент финансирования.В XI в. нормандские и норвежские судовладельцы сдавали свои корабли в аренду для военных целей. В 1066 г. нормандский король Вильгельм Завоеватель для вторжения на Британские острова арендовал необходимое количество кораблей у нормандских судовладельцев.Второй этап связан с подписанием первого нормативного акта в Англии Закона (Устава) Уэльса (Statute of Wales) в 1284 г., которым закреплялись лизинговые правоотношения и была узаконена аренда движимого имущества, на протяжении столетий признавшаяся в этой стране неправомочной.Третий этап характеризуется активным финансированием арендных операций различных видов промышленного оборудования в США, а в области транспорта бурного строительства железных дорог, что дало большой импульс развитию лизинга в данной отрасли. Еще в начале XVIII в. в этой стране был зарегистрирован первый арендный договор персональной собственности, когда члены гильдии получили в аренду фургоны, коляски. После его подписания на американском континенте термин «лизинг» (leasing) стал применяться главным образом для обозначения операций по временному пользованию и владению имуществом на транспорте, службах связи. В дневниках первого президента США /Джорджа Вашингтона имеются ссылки на проведение в 90-х гг. XVIII в. лизинговых операций с имуществом для судоходной компании «Потомак», в деятельности которой президент принимал финансовое участие, и лизинга железнодорожных вагонов.ХГХ в. можно охарактеризовать как период возникновения железнодорожного транспорта. Бурное развитие технологий на транспорте сделало аренду в этой сфере очень актуальной и востребованной. Так, компании, активно строившие железные дороги, давали право другим компаниям, которые управляли подвижным составом, пользоваться принадлежавшими им рельсами и шпалами за арендную плату. В это же время начали создаваться так называемые «трасты оборудования» (equipment trusts), которые занимались привлечением средств вкладчиков и инвестировали эти средства в покупку подвижного состава, который в свою очередь передавался транспортным компаниям также в аренду.Четвертый этап можно рассматривать как период, когда лизинг применялся для решения проблем товарного избытка и прежде всего поиска путей быстрой доставки потребителям, но еще не выделился в самостоятельную отрасль. В 40-е гг. XIX в. в Великобритании с развитием промышленности возросло и количество оборудования, сдаваемого в лизинг. Собственникам каменноугольных копий требовалось все больше вагонов в связи с ростом добычи угля. В 70-е гг. XIX в. фирма British Railway Wagons подписала контракт с Британской железнодорожной компанией на долгосрочную аренду произведенных ею вагонов для перевозки угля и различных минеральных ресурсов сроком на 5-8 лет. Считается, что к этому времени относятся первые примеры сделок, близких по смыслу современному пониманию финансового лизинга.Пятый этап характеризуется ростом объема лизинговых операций, появлением первых специализированных лизинговых компаний и распространением их по всему миру.Такие договоры ознаменовали начало операционного лизинга. Как показывает зарубежная статистика, сегодня они составляют значительную часть всех лизинговых договоров.
Если развитие лизинга в области железнодорожного транспорта можно объяснить необходимостью финансирования приобретения транспортных средств, то лизинг автотранспортных средств использовался как необходимость расширения сбыта автомобилей. Так, в 30-е гг. Г. Форд эффективно использовал лизинг для расширения сбыта своих автомобилей, хотя идея сдавать в лизинг автомобили появилась уже в начале XX в. Эта услуга называлась drive-your-self, как и компания, основанная пионером индустрии проката Уолтером Джекобсоном в 1918 г. в Чикаго. Однако основателем автомобильного лизингового бизнеса считается Золи Фрэнк торговый агент из Чикаго, предложивший в начале 40-х гг. долгосрочный лизинг автомобилей.В 1940 г. между Англией и США, после обращения Черчилля к Рузвельту с просьбой об использовании во взаимоотношениях между двумя странами схемы аренды или оперативного лизинга, состоялась сделка о поставке кораблей. Министерство финансов США выдвинуло идею организации межгосударственных арендных отношений. По поручению президента сотрудниками военного и военно-морского министерств был разработан законопроект о ленд-лизе (lend-lease).Лендлиз оказался одним из уникальных явлений в истории СССР, США и Великобритании. В годы Второй мировой войны союзниками эффективно использовался механизм межгосударственных лизинговых отношений: по ленд-лизу было поставлено в СССР американской, английской и некоторой канадской техники на сумму более 100 млрд долл. (в нынешнем измерении): грузовые и легковые автомобили, пароходы, паровозы, железнодорожные вагоны, трактора, самолеты, танки, корабли и др.. Соглашения содержали особенности, характерные и для современных лизинговых операций: срочность, возвратность, платность.Если изначально объектами международного лизинга были исключительно авиатехника и суда, то развитие международной торговли увеличила долю иного имущества -объектами становятся, как правило, дорогостоящее оборудование, объекты инфраструктуры, а также большие партии автотранспортных средств. Заинтересованность лизинговых компаний в оборудовании такого рода объясняется возможностью их последующей реализации после окончания срока сделки. Приведенные данные позволяют согласиться с мнением Л.Н. Красавиной о том, что в условиях интернационализации связей лизинговые операции приобретают новые черты: это проявляется в увеличении их объема, сферы использования.Развитие рынка услуг по страхованию рисков, возникающих при лизинге, привело к активному использованию лизинга в деятельности крупных предприятий, обладающих значительными финансовыми ресурсами. По мнению Г.Н. Москалевич, широкому развитию лизинга в США в этот период способствовали и значительные налоговые льготы, предоставляемые сторонам по договору лизинга.Шестой этап рассматривается как период распространения лизинга по всему миру и окончательного формирования его правовой конструкции.По мнению некоторых авторов, развитие лизинговой индустрии в странах Западной Европы происходило изначально относительно медленными темпами из-за неопределенности лизинговых операций с точки зрения гражданского, торгового и налогового законодательства.Ярким примером бурного развития лизинга как одного из наиболее развитых направлений бизнеса является лизинг автотранспортных средств. В большинстве стран, за небольшим исключением (Италия, Нидерланды, Испания, Дания), первое место занимает лизинг легковых автомобилей: Германия 58,9% общего объема лизинговых операций в стране, Чехия 57, Швеция 54% и др. Лизинг грузовиков широко распространен в Болгарии 71,4%, Испании 32,1, Франции -26,2%.Приоритет лизинга автотранспорта в Западной Европе можно объяснить тем, что автотранспортные предприятия вынуждены искать пути реализации своей продукции именно через этот механизм, как наиболее эффективный.Лизинг автомобилей  получил широкое развитие также в странах Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия). Это объясняется прежде всего расширением экспортно-импортных операций и, следовательно, ростом объема перевозок, относительно невысокой стоимостью имущества, сдаваемого в лизинг.В последнее время растет значение соглашений обратного лизинга (нефтяные танкеры, железнодорожные контейнеры, самолеты). В авиации наблюдается рост оперативного лизинга без применения особых налоговых льгот (практически за 10 лет до 10%). Международная лизинговая финансовая корпорация (ilfq, находящаяся в США, вместе с ирландской Gyness Peat Aviation GROUP диктуют положение на данном рынке. В их портфеле более 150 самолетов, предлагаемых клиентам на срок 3-15 лет. В настоящее время во Франции получил распространение лизинг самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования, контейнеров.Анализ развития лизинга в мировой экономике показывает, что его структура определяется в целом экономическими и нормативно-правовыми условиями. Отмечается неравномерная для различных видов транспорта динамика развития лизингового рынка.Обобщая опыт европейских стран и США, надо подчеркнуть, что развитие лизинга на транспорте в основном определялось структурой производства, уровнем развития экономики, научно-техническим прогрессом в транспортной сфере, что подтверждается большим количеством примеров использования лизинга в странах, являющихся лидерами экономического развития.Анализ динамики лизинговых операций показал также, что главным двигателем развития лизинговых отношений явилась инициатива лизингодателя. Лизинг занял одну из ведущих позиций в экономике стран, что подтверждается появлением лизинговых компаний, специализирующихся на определенных видах оборудования с оказанием дополнительных услуг, распространением, наряду с финансовым, оперативного лизинга.Развитие рынка лизинговых услуг в транспортной отрасли служит укреплению производственного сектора экономики, создавая условия для ускоренного развития ее важнейших отраслей.