Рубрики
Статьи

Джордж буш пошел ва-банк — Дорогие товарищи — Главное — № 14 (02-08 июня 2003) — Номера за 2003 год

Джордж буш пошел ва-банк — Дорогие товарищи — Главное — № 14 (02-08 июня 2003) — Номера за 2003 год
Джордж буш пошел ва-банк — Дорогие товарищи — Главное — № 14 (02-08 июня 2003) — Номера за 2003 год — АрхивНадо быть бесконечно уверенным в могуществе собственной экономики, чтобы стимулировать ее рост так агрессивно, как это делает администрация президента США.Владимир ФроловНовое тысячелетие Америка встретила с профицитным федеральным бюджетом, рекордно высоким курсом национальной валюты по отношению к евро и индексом Dow Jones. Спрос на доллар был в зените. Однако, согласно элементарным экономическим законам, чересчур крепкая национальная валюта пагубно сказалась на состоянии внешнеторгового баланса страны. Дефицит внешней торговли США (превышение объема импорта над экспортом) после восьмилетнего роста достиг почти 35%. К началу века страна окончательно села на потребительскую иглу — Штаты хронически больше тратили, чем зарабатывали. Однако с платежным балансом при этом все было в порядке. Неснижающийся спрос на американские финансовые активы постоянно подогревал интерес к доллару. И дыра в торговом дефиците успешно прикрывалась поступлением внешних инвестиций. Все было хорошо до тех пор, пока три года назад не начал сдуваться финансовый пузырь по имени Nasdaq. $9,5 трлн, вложенных международными и американскими инвесторами в акции высокотехнологичных компаний, превратились в пыль. Потом были грандиозные корпоративные и аудиторские скандалы, 11 сентября и в конце концов — Ирак. Экономика США вступила в черную полосу, а доллар в конце концов стал настоящим изгоем. За последний год он подешевел к евро почти на треть.
Сегодня в бюджете США на 2003/04 год зияет «дыра» невиданных размеров — $309 млрд. При этом отрицательное сальдо торгового баланса почти достигло пиковых значений и составило в марте $43,5 млрд против $40,4 млрд месяцем ранее. Выше этот показатель поднимался лишь в декабре 2002 года — до $44,9 млрд. Импорт в марте вырос на 2,9% и достиг второго по величине за всю историю страны значения — $126,2 млрд. В свою очередь экспорт из США в этом месяце увеличился всего на 0,6% — до $82,8 млрд. Несмотря на снижение курса доллара, которое продолжается вот уже год, экспорт американских товаров растет более чем скромно. Дело в том, что его основу составляют не нефть и другие природные ресурсы, как в России, а высокотехнологичные продукты, спрос на которые в мире давно оставляет желать лучшего. Так что сегодня экономика страны оказалась под гнетом двойного дефицита. А впереди — крупные внешнедолговые выплаты.
Месяц назад Министерство финансов США напомнило, что в конце мая наступает срок очередных крупных внешнедолговых погашений. Однако имеющихся финансовых ресурсов для расчетов по долгам не хватает. Поэтому, если в очередной раз не увеличить предельно допустимый размер внешнего долга страны, может случиться технический дефолт. На тот момент размер госдолга США уже составлял $6,4 трлн. В прошлом году в условиях уже тогда серьезных бюджетных проблем предложение Минфина об увеличении лимита внешних заимствований прошло в американском Конгрессе с перевесом всего в один голос. Сегодня ситуация усугубилась. Тем не менее на прошлой неделе Джордж Буш подписал закон об увеличении предельного размера госдолга страны почти на $1 трлн — до $7,4 трлн. Так что вопрос погашения ближайших долговых обязательств можно считать решенным. Однако это решение лишь локальной проблемы. В целом же экономика США сегодня находится в крайне рискованной ситуации — грандиозная «дыра» в бюджете, плюс огромное отрицательное сальдо торговли, плюс рекордный рост внешнедолговых обязательств. При этом капитал утекает из страны со скоростью $15 млрд в месяц, в то время как для покрытия дефицита торгового баланса он должен прибывать — по расчетам некоторых аналитиков, по $1,6 млрд в день. И в этих условиях Джордж Буш принимает беспрецедентно амбициозное решение по глобальному сокращению налогов.
Идя на столь серьезные бюджетные риски, допуская серьезное ослабление доллара в условиях торгового дефицита, нужно либо бесконечно верить в правильность выбранной экономической стратегии, либо руководствоваться принципом «после нас хоть потоп». Ведь если после лошадиных допинговых доз в виде глобального снижения учетной ставки, облегчения налоговой нагрузки и курсовой борьбы с импортом американская экономика не придет в себя, сложно представить, что с ней будет дальше. Однако американские экономисты и монетарные чиновники не верят в апокалипсис и излучают исключительный оптимизм. Так, например, агентство Bloomberg недавно привело результаты опроса, проведенного среди американских экономистов. Они показали, что респонденты однозначно настроены на рост экономики США в следующем году темпами, превышающими темпы 2000 года. Уже в нынешнем году экономисты ожидают увеличения деловых инвестиций (на 1,4%, в следующем — на 8,1%) и снижения уровня безработицы с нынешних 6% до 5,7% к концу будущего года. Председатель ФРС США Алан Гринспен 21 мая также выразил уверенность в грядущем подъеме экономической активности в условиях снижения цен на энергоносители, улучшения условий на финансовых рынках и продолжения роста производительности труда. При этом он охарактеризовал текущие процентные ставки как «достаточно низкие» для того, чтобы экономика, стимулируемая ростом потребительских расходов, начала расти более быстрыми темпами. Оптимизм главного американского монетарного чиновника, экономистов и президента Буша в условиях крайне напряженной экономической обстановки в США заслуживает восхищения. Бесконечная вера в собственное могущество, невзирая ни на что, — удел великих. Разделит ли эту веру с Америкой весь остальной мир — покажет время.