Рубрики
Статьи

Деньги, имущество или «сущность». Что стоит за криптовалютой?

Виталий КОЛЕДА
Адвокат, кандидат юридических наук, практикующий юрист-международник

Собеседник ВЫБЕРИ!BY – Виталий Коледа, адвокат, кандидат юридических наук, практикующий юрист-международник с 2001 г., автор нескольких десятков научно-практических публикаций по актуальным вопросам ведения бизнеса в РБ, занимается сопровождением инвестиционных проектов в Беларуси.

ВЫБЕРИ!BY: Тема криптовалют (прежде всего, Bitcoin) сейчас активно обсуждается в СМИ и обществе. И криптовалюты уже начинают осваивать сферу бытовых взаиморасчетов – недавно в Украине состоялась первая сделка по продаже киевской квартиры за криптовалюту Ethereum. А на популярном белорусском портале Онлайнер стали появляться объявления о продаже автомобилей за биткоины.

Разнообразные электронные платежные системы, оперирующие виртуальными «титуальными знаками» или «электронными деньгами» вроде WebMoney, ЯндексДеньги, PayPal, Qiwi и пр. уже давно стали частью повседневной жизни многих из нас. Это одна из сфер экономики, которая развивается значительно быстрее, чем регулирующие ее законы. А что такое «электронные деньги» для белорусского законодательства?

Виталий Коледа: Так называемые «электронные деньги» уже давно и прочно вошли в гражданский оборот в Беларуси. Свидетельство тому –официальная поддержка белорусскими банками электронных кошельков. А банки, как известно – одни из самых консервативных участников финансового рынка.

С точки зрения белорусского права, содержимое электронных кошельков – это однозначно имущество.И столь же однозначно, что это не деньги как таковые, а лишь определенные стоимостные эквиваленты реальных денег в определенной системе расчетов.

ВЫБЕРИ!BY: А биткоины для белорусского законодательства – имущество или нет? Например, как в случае развода делить семейные (или сделанные одним из членов семьи) накопления, сделанные в криптовалютах вроде Bitcoin и Ethereum. Если для WebMoney, ЯндексДеньги и PayPal существует практика идентификации владельца кошелька с помощью удостоверений личности (паспорт и т.п.), то одной из ключевых особенностей криптовалют является полная анонимность их пользователей.
Нацбанк РБ недавно озвучил позицию, согласно которой криптовалюты в Беларуси находятся вне рамок правового поля, то есть не имеют юридической силы при, например, рассмотрении судебных дел.

Виталий Коледа: С разделом электронных кошельков я лично на практике не сталкивался, однако, думаю, проблем здесь особых не будет, если речь идет о легальных кошельках, открытых в белорусских банке в соответствии с официальной процедурой. С так называемыми «криптовалютами» все сложнее в силу значительной консервативности судейского корпуса в большинстве стран мира, и Беларусь, наверное, не исключение.
Однозначный ответ на этот вопрос может дать только судья по конкретному делу и желательно, чтобы эта позиция была подтверждена Верховным Судом, то есть устояла во всех судебных инстанциях. Но, что касается моего личного мнения, то я не был бы удивлен позицией суда, который на данном этапе отказался бы рассматривать криптовалюты в качестве имущества в силу отсутствия прямых норм права, подтверждающих статус криптовалюты как имущества, и вообще каких-либо норм права, прямо регулирующих этот вопрос.

Хотя лично я абсолютно не согласен с часто высказываемым мнением, что криптовалюты не могут являться объектами гражданского права. Нужно исходить из того, что предусмотреть правом заранее все нюансы гражданского оборота нельзя. Именно поэтому и существует аналогия закона и аналогия права, которые на практике уполномоченные органы часто просто опасаются использовать без соответствующих разъяснений от уполномоченных регуляторов, так как такая инициатива не всегда и не везде может приветствоваться. Этим может объясняться консервативность со стороны государственных органов в ряде юрисдикций по отношению к криптовалютам.
Проектом так называемого «Декрета ПВТ 2.0» планируется легализовать криптовалюты в Беларуси. Если это произойдет – вопрос о легализации криптовалют как имущества будет решен. Возможно, вместе с указанным декретом в Беларуси появятся и собственные криптовалютные биржи и даже криптовалютные обменники. Хотя это может быть как достоинством, так и недостатком, ибо репутация «цифрового Сомали» (в случае крупных скандалов с мошенничеством в области криптовалют при слишком либеральном подходе в этом вопросе) стране тоже ни к чему.
Отмечу, что большинство цивилизованных юрисдикций идет по пути защиты, прежде всего, инвесторов при регулировании криптовалюты, ценных токенов, удостоверяющих имущественные права, и тому подобных инструментов. И когда речь идет о либерализации, то надо понимать, что свобода – не есть вседозволенность.

ВЫБЕРИ!BY:Что вы, будучи практикующим юристом, думаете о криптовалютах, как средстве инвестирования и накопления?

Виталий Коледа: Во-первых, сразу хочу оговориться, что я считаю слово «валюта» изначально не очень применимым ни к биткойну, ни к его аналогам. Деньгами как таковыми они не являются и не могут ими быть.Они просто напросто не обладают функциями денег, например, функцией безусловного и универсального обмена на любой товар в силу закона, биткойн – это не legal tender (законное платежное средство). Если отбросить техническую часть криптовалют, которая, безусловно, является новаторской, то, по сути, биткойн и его аналоги – это лишь попытка практической реализации более чем спорной теории частных денег австрийской экономической школы.

Я бы определил криптовалюты, как цифровые спекулятивные финансовые инструменты, особые цифровые активы. На самом деле, вариантов их определений может быть масса. Но если смотреть на то, для чего они используются сейчас, то, по сути, на данный момент – это лишь инструменты спекулятивной игры.

Что касается инвестиций то нужно понимать, что рынок этот высокорисковый. Если у вас есть лишние деньги и азарт, то почему бы и нет? Но если вы потеряете свои инвестиции, то не обессудьте. Выигрывают на таких спекуляциях, как правило, две категории игроков:

•те, кто создает новый рынок, и манипулирует им;
• те, кто успевает проскочить в «тренд», созданный основными игроками и окупить свои инвестиции.

Не думаю, что спекуляции на курсах криптовалют хуже, чем Форекс или обычная спекуляция на фондовой бирже. Принципы здесь одни и те же. Рассматривать биткойн и его аналоги как средство для сбережений и приумножения активов в долгосрочной перспективе, наверное, не стоит, ввиду его откровенно спекулятивной природы.

Многие говорят, что курс биткойна вот-вот обвалится. Может быть и так, но точно также биткойн может пробить и новые ценовые рекорды. Пока есть свободные и легкие деньги у игроков на высокоспекулятивных рынках риск окончательного обвала биткойна минимальный. Пока циркулируют огромные массы свободных фиатных денег, пузырь биткойна может легко надуваться и дальше.

Ну и всегда нужно понимать, что на таких рынках, чтобы выиграло 5% участников, 95% должны проиграть. Сейчас как-то не принято говорить об этом, но рынок биткойнов контролируется не таким уж большим количеством крупных игроков, и вероятность картельного сговора и манипуляций более чем высока, поэтому различного рода технические анализы подобных рынков с несколькими крупными игроками должны восприниматься с должной порцией скептицизма и критики, ибо отделить реальные рыночные процессы от скрытых манипуляций непосвященным бывает очень сложно.