Рубрики
Статьи

Больше чем поэт — ОТДЫХ — № 8 (98) 28 февраля — 6 марта 2005

Больше чем поэт — ОТДЫХ — № 8 (98) 28 февраля — 6 марта 2005
Больше чем поэт — ОТДЫХ — № 8 (98) 28 февраля — 6 марта 2005 — АрхивКИНО. Он родился на юге Испании, недалеко от Гранады. Писал стихи, учился в университете. Потом переехал в Мадрид, там познакомился с Луисом Бунюэлем и Сальвадором Дали. С художником его связали многолетняя дружба и страстное чувство то ли взаимного поклонения, то ли безответной любви. Его комната стала местом встреч для молодых и неприкаянных талантов, которым в будущем суждено было перевернуть мир искусства. Он издавал книги стихов, писал пьесы, путешествовал по миру и по родной Испании — с маленьким театром. Его знали и любили. В 1936 году он стал неугоден режиму генерала Франко, был арестован и расстрелян — то ли как коммунист, то ли как гомосексуалист. Его останки так и не были обнаружены. Он — великий поэт Федерико Гарсия Лорка.
Фернандо Мариас написал книгу, а Мигель Эрмосо поставил фильм «Божественный свет» (Гран-при XXV Московского международного кинофестиваля) о Лорке, но не обо всем том, что предшествовало выстрелу, а как раз о том, что могло произойти после него. Тяжело раненного человека по доброте душевной подобрал молоденький пастух Хоакин, отвез к знакомому врачу и выходил. Когда мальчишку призвали в армию, он отдал молчаливого незнакомца в приют, где тот и прожил 40 лет. В 1980 году состарившийся Хоакин вернулся в Гранаду и разыскал спасенного. Сбежавший из приюта безмолвный бродяга неожиданно стал другом, нужной частью жизни. Но в один прекрасный день, распутав клубок хитросплетений и узнав имя безвестного старца, Хоакин оказывается перед выбором: открыть миру правду и заработать на сенсации или оставить несчастного в покое.
История проста и в пересказе похожа на анекдот из серии «Жизнь замечательных людей». Но режиссер рассказывает ее так безыскусно и искренне, а актеры играют так — страшное слово — жизненно, что посмотревший фильм вряд ли когда-то поверит в то, что Лорку действительно расстреляли. У Альфредо Ланда получился замечательно правдоподобный бывший автомеханик — простоватый, малообразованный, любопытный и добродушный. Перед Нино Манфреди, играющего Лорку, стояла задача сложнее, но он смог создать собирательный образ художника, дорогой ценой отстоявшего право на личное забвение. «Божественный свет» — кино не о гении, а о человеке, затерявшемся в родной Гранаде, как в лабиринте истории. И прожившего жизнь — странную, необъяснимую, нелепую, но свою. Андрей Кончаловский: «Надо понимать свою стоимость»Сны о Венеции Синхронное плаваниеАФИШАРЕПЛИКА