Арко вступило в клинч с собинбанком — Банки — Бизнес — № 21 (04-10 август 2003) — Номера за 2003 год — Архив — Выбери!by
Арко вступило в клинч с собинбанком — Банки — Бизнес — № 21 (04-10 август 2003) — Номера за 2003 год — АрхивАгентство по реструктуризации кредитных организаций борется за сохранение своей доли в Собинбанке. По инициативе АРКО ЦБ направил в МВД запрос об источниках доходов менеджеров, которые собираются выкупить новую эмиссию акций банка.Светлана БарсуковаАРКО пытается заблокировать дополнительную эмиссию Собинбанка, в котором агентству принадлежит 8% акций. Если банк проведет эмиссию, доля АРКО в банке сократится в несколько раз, и шансы агентства выгодно реализовать пакет резко сократятся.
В свое время банку «СБС-Агро» принадлежали доли во многих российских банках, в том числе и 8% Собинбанка. После краха банка Александра Смоленского и начала его реструктуризации АРКО выкупило долю банка, чтобы расплатиться с вкладчиками. Однако продать акции так и не удалось. По словам заместителя генерального директора АРКО Александра Вознесенского, за пакет, купленный в свое время за 40 млн рублей, больше 2-3 млн никто не предлагал. АРКО предприняло попытку довести пакет акций до блокирующего, но не смогло договориться с другими акционерами. В то же время наряду с АРКО продать свою долю в банке (16%) безуспешно пытался и другой акционер — компания «АЛРОСА». Но ее пакет также оказался никому не нужен, в том числе и Собинбанку, который отказался выкупать долю акционеров, мотивируя это тем, что «СБС-Агро» и «АЛРОСА» не вносили в банк «живых» денег. «Стало быть, сам Собинбанк признал, что его капитал на четверть дутый, — заявил журналу «Выбери!by» Александр Вознесенский. — В таком случае дополнительная эмиссия нам не представляется возможной. Прежде Собинбанк должен привести свой капитал в порядок».
Решение об увеличении капитала с 0,5 до 1,2 млрд рублей акционеры Собинбанка приняли в мае. Всю эмиссию намерены выкупить менеджеры банка. В банке говорят, что представители АРКО при принятии решения об эмиссии возражений не имели. В ответ Александр Вознесенский утверждает: «Собинбанк по всем правилам известил нас о собрании акционеров. Проходило оно на территории предприятия «Трехгорная мануфактура». Наши представители туда пришли, но их охрана не пустила, заявив, что не знает ни о каком собрании и не пустит на территорию предприятия без пропусков».
По мнению представителей АРКО, решения, принятые на собрании оказались странными. К примеру, за увеличение уставного капитала проголосовала государственная ракетно-космическая корпорация «Энергия», которой принадлежит 20% Собинбанка. В АРКО не понимают, почему «Энергия» проголосовала за увеличение капитала, так как это приведет к снижению ее доли до 8,3%. По словам Александра Вознесенского, реакции на запрос АРКО из РКК «Энергия» пока не последовало.
В Собинбанке считают, что АРКО безосновательно препятствует дополнительной эмиссии. По словам руководителя пресс-службы Ирины Мерзляковой, у представителей агентства была возможность высказать свои претензии на собрании, но никто из АРКО на него не явился, хотя банк предупредил о нем в срок с соблюдением всех формальностей. По словам Александра Вознесенского, доказать, что представители АРКО не попали на собрание вопреки своей воле, пока невозможно, хотя «представители АРКО настроены решительно» и будут бороться за правду «исключительно правовыми методами». Борьба началась. Руководство агентства направило письмо в Центробанк с просьбой разобраться в ситуации. ЦБ отреагировал, направив запрос в МВД с просьбой проверить источники доходов сотрудников Собинбанка, собирающихся выкупить дополнительную эмиссию.
Эксперты с интересом наблюдают за развитием ситуации. Случившееся, по словам первого вице-президента Ассоциации региональных банков «Россия» Александра Хандруева, лишний раз подтверждает, что ахиллесова пята российского банковского сектора — в непрозрачности структуры собственности. «Даже не вдаваясь в подробности сделки, понятно, что решение вопроса об увеличении капитала без участия АРКО было некорректным. Этим самым банк бросает тень на свое имя. В то время как ему, напротив, надо стремиться к большей щепетильности. Как театр должен начинаться с вешалки, так и транспарентность банка должна начинаться с собственной структуры», — заключает бывший первый заместитель председателя ЦБ.
Рубрики