Рубрики
Статьи

Афиша — Отдых — № 27 (15-21 сентябрь 2003) — Номера за 2003 год — Архив — Выбери!by

Афиша — Отдых — № 27 (15-21 сентябрь 2003) — Номера за 2003 год — Архив — Выбери!by
Афиша — Отдых — № 27 (15-21 сентябрь 2003) — Номера за 2003 год — Архив№ 27 (15-21 СЕНТЯБРЬ 2003) ОТДЫХКино. Психологическая драма Патриса Шеро «Его брат» — это лаконичное и емкое размышление на тему смерти и человеческой хрупкости. Картина, удостоенная на Международном кинофестивале в Берлине «Серебряного медведя» за лучшую режиссерскую работу, 17 сентября выходит в московский прокат.
Фильм «Его брат» можно было бы назвать историей болезни, разрушающей тело и ломающей дух. Тома (Бруно Тодескини) страдает странными, необъяснимыми кровотечениями. Исхудавший, мучимый страхами и предчувствием смерти, он обращается к своему младшему брату Люку (Эрик Каравака): несмотря на то, что братья никогда не были особенно близки (в мире Шеро каждый привык думать прежде всего о себе), Люк — единственный человек, которого он по-настоящему хочет видеть. Большая часть действия проходит в больничной палате, куда помещают Тома, чтобы провести исследования и поставить диагноз. Патрис Шеро пристально рассматривает тело героя — его безвольно опущенные руки, потухший, наполненный слезами взгляд, и становится ясно: Тома — не тот человек, который во что бы то ни стало будет цепляться за жизнь. Он абсолютно беспомощен, он сломлен, он захлебывается и тонет в переполняющем его чувстве одиночества. Люк может только наблюдать за угасанием брата. Впрочем, врачи уверяют: с таким заболеванием вполне можно жить — роковое кровоизлияние может случиться через несколько дней, а может не произойти и вовсе. Но существовать в состоянии постоянного страха?.. Сил на это у Тома уже нет. И он сам выносит себе смертельный приговор.
Манера Патриса Шеро скорее скупа и аскетична. Он берет крупные планы и делает тягучие паузы, которые говорят порой больше, чем экспрессивные диалоги. В обреченной тишине слышится дыхание смерти и, словно реквием, звучит песня Марианн Фэйтфулл…
В мировом прокате властвует «Брюс Всемогущий». Новая комедия с Джимом Керри за два месяца собрала свыше $400 млн.
Фильм уже вызвал недовольство нескольких религиозных организаций, обвиняющих режиссера Тома Шэдьяка в оскорблении святынь. Все дело в сюжете картины. Репортер Брюс Нолан (Джим Керри), брюзжащий и недовольный жизнью, прогневал Бога своим вечным унынием. Не нравится, как устроен мир, — сделай его лучше, рассуждает экранный Творец (Морган Фримен) и наделяет Брюса абсолютной властью и божественной силой. Так нью-йоркский журналист становится Брюсом Всемогущим. Правда, в его распоряжении только один день, в течение которого на земле должен воцариться настоящий рай. Иначе… даже подумать страшно, какие беды и напасти обрушатся на головы рядовых жителей Земли.
Любопытный факт: в качестве телефона, по которому Брюс связывается со Всевышним, сценаристы выбрали самый обычный номер. Случайно он совпал с мобильным телефоном американки Дон Дженкинс, которая стала получать по 20 звонков в час о желающих побеседовать с Господом. Ошеломленная Дон потребовала от компании Universal Studios денежную компенсацию.
Выставки. 16 сентября в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу открывается ретроспектива творчества Бориса Турецкого (1928-1997), на которой будет представлено почти 250 работ известного художника.
Его называли абстракционистом и экспрессионистом, но чаще всего — отцом русского поп-арта. Впрочем, это не более чем штамп: Турецкому присущи разные техники и разные, порой полярные манеры. Так, во второй половине 50-х он пишет многочисленные и странные «черные» абстракции — живописные исследования пространства, а параллельно работает над яркими, экспрессивными масляными холстами. Следующий период, охватывающий 60-е гг., — поворот в иную сторону. После знакомства с художником Михаилом Рогинским он начинает заниматься фигуративным искусством — пишет гуашью, пристально наблюдая за тем, что подбрасывает ему реальность. Его интересуют люди в быту: в парикмахерских, в магазинах, на улицах и в метро. Кроме того, Турецкий одним из первых открывает возможность работы с объектами: в начале 70-х его «вещевые картины» — любопытные натюрморты из перчаток или сапог, сочетание кожи, резины и меха — казались дерзкими экспериментами. Экспозиция на Крымском валу — попытка дать наиболее полное представление о наследии художника.
Музей личных коллекций предлагает выставку «Вглядываясь в фотографии: 125 фотографий из собрания Музея современного искусства, Нью-Йорк», которая пройдет с 16 сентября по 16 ноября. Идея создать подобную экспозицию возникла у организаторов после того, как к ним в руки попала книга Джона Жарковского, почетного директора отдела фотографии нью-йоркского Музея современного искусства. К снимкам из антологии, впервые вышедшей в 1973 году и рассказывающей об истории и традициях фотоискусства, кураторы проекта добавили 25 новых кадров из коллекции последнего тридцатилетия. Работы Эжена Атже и Тимоти О’Салливана, Эдварда Стайхена и Альфреда Стиглица, Августа Зандера и Уильяма Кляйна, Гарри Виногранда, Робера Дуано и многих других предстанут перед московской публикой впервые.
Музыка. Для всех ценителей хорошей музыки Международный джазовый фестиваль, который пройдет с 19 по 22 сентября в ГЦКЗ «Россия», станет событием неординарным. В столицу приедут «тузы от джаза» — Эл Джерро, Дэвид Сенборн, Ана Карам, Гато Барбьери, Ларри Карлтон, Стэнли Кларк, Джордж Дюк, Эрл Клю и молодой франко-аргентинский коллектив Gotan Project. Сыграют и известные российские музыканты: Игорь Бутман, Алексей Козлов и Александр Ростоцкий.
Джаз многолик и непредсказуем. Он переплавляет в себе традиционные стили, такие как фьюджин, фанк, латино, кроссовер, вбирает в себя и современные направления — эйсид джаз и джаззи хаус. Moscow Jazz Festival станет своеобразным музыкальным плаванием по эпохам мирового джаза. Итог этому «путешествию» подведет гала-концерт, который пройдет 22 сентября на сцене ГЦКЗ и объединит хэдлайнеров фестиваля.
Центр оперного пения Галины Вишневской приглашает помечтать под звуки «Аргентинского танго». 17 сентября Piazzolla Quintet сыграет редко исполняемые произведения знаменитого композитора из Буэнос-Айреса Астора Пьяццоллы — сюиты Tango Appassionato и El Angel, Close your eyes and Listen, Summit, Oblivion.
Аргентинское танго — это прежде всего Астор Пьяццолла с его томной, изнеженной скрипкой, с густыми звуками бандеона, со скачущим ритмом и резкой сменой настроений. Его ругали и боготворили, его ненавидели, им восхищались, называли разрушителем традиционного танго, упрекая в искусственности и вычурности. «Интеллектуальное танго, музыка для головы, а не для ног», — небрежно поговаривали недоброжелатели, не подозревая, что присутствуют при рождении нового направления — Tango nuevo. Когда слушаешь Пьяццоллу, словно оказываешься в небольшом кабачке начала 20-х годов, словно утопаешь в сигарном дыму и ностальгии. На нынешнем концерте произведения Астора Пьяццоллы прозвучат в исполнении Михаила Хохлова (фортепиано, контрабас), Юрия Медяника (баян), Андрея Дойникова (ударные), Евгения Тонхи (виолончель) и Марио Дуранда (скрипка).
Театр. Современные драматурги не прячутся за спины классиков, не потрошат многострадальную «Чайку» и даже не приписывают толстовским героиням страсти к морфию. Они пишут собственные пьесы, режиссеры ставят по ним спектакли, лучшие из которых привозят на фестиваль «Новая драма»: с 18 по 28 сентября он пройдет в столице.
Программу разобьют на три сектора: в российском будут показаны постановки по пьесам русскоязычных авторов, в международном гости из США и Зимбабве, Македонии и Грузии, Литвы и Латвии представят изыски зарубежных драматургов. Третий раздел — «специальная программа» — и вовсе поле для экспериментов: сюда войдут спектакли модного московского проекта «Театр.doc», семинары, дискуссии и читки новых пьес.
Откроется фестиваль российской премьерой — спектаклем «Трансфер» Максима Курочкина, который пройдет на площадке Центра Владимира Высоцкого. На следующий день, 19 сентября, на Малой сцене МХАТа Македонский театр MNT-Drama представит спектакль «Твою мать, кто первым начал?» Деяна Дуковски, а на Новой сцене можно будет увидеть «Кризис плана» — политическую пьесу Рабзона Хланги, 25-летнего драматурга из Зимбабве. Спектакль «Монологи вагины» по пьесе Ива Энслера уже вызвал скандальное внимание публики на Чеховском фестивале. 20 сентября Вильнюсский театр русской драмы впервые представит русскоязычную версию спектакля на Малой сцене МХАТа им. Чехова. В тот же день состоятся два спектакля самого известного современного латвийского драматурга Инги Абеле — исполненные трагизма «Темные олени» и загадочная «Железная трава». О том, какие спектакли в рамках «Новой драмы» стоит посетить с 22 по 28 сентября, читайте в следующем номере журнала «Выбери!by».
Пародия. «Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле», — пел когда-то лидер группы «Кино» Виктор Цой. По крайней мере один из посаженных им металлических мутантов дал всходы: 18 сентября в Московском дворце молодежи состоится третий фестиваль рекламной пародии под названием «Алюминиевый огурец». «Заваривая кашу, организаторы фестиваля преследуют две основные цели. Во-первых, предоставить возможность лучшим креативным умам рекламной индустрии выразить художественными средствами давно наболевшее, потаенно внутреннее, глубоко спрятанное, короче, все то, что было либо зарезано цензурой, либо не принято заказчиком, либо просто не легло в концепцию рекламной кампании. Во-вторых, предоставить зеркальную поверхность алюминиевого тела Огурца для отражения ускользающих реалий современной рекламы, что можно было бы выразить на уровне слогана: «»Алюминиевый огурец» как кривое зеркало отечественной рекламы». Отражение выгладит забавно: обыгрываются известные ролики, подвергаются переделке набившие оскомину слоганы, и порой достаточно поменять одну букву, чтобы тщательно продуманный образ заработал в противоположную сторону. Тем, кто устал от засилья вездесущей рекламы, фестиваль может существенно поднять настроение.