Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by

В Европе банки понимают, что клиент может легко уйти

08.01.2019 10:45
Алексей СКОБЕЛЕВ
Директор аналитического агентства Markswebb

Почему интересно смотреть на Европу в поисках интересных банковских кейсов, которые можно применить на территории СНГ? Во-первых, потому что в Европе есть передовое законодательство в плане банкинга и можно ожидать, что те тенденции, которые меняют европейский банковский рынок сегодня, к нам тоже придут через какое-то время. Именно так считает директор аналитического агентства Markswebb Алексей Скобелев, который недавно выступал с докладом на XV Международном форуме по банковским информационным технологиям в Минске.

Удаленная идентификация вошла в привычку

- К каким же выводам пришли специалисты Markswebb во время масштабного исследования 53 банков по всех Европе и сравнения их с опытом финансовых организаций постсоветского пространства? Во-первых, на Западе уже давно реализована удаленная идентификация. Примерно у трети банков есть решение, когда НЕклиент банка может скачать приложение, открыть через него счет и стать клиентом банка. Делается это по-разному: к примеру, человек фотографирует свои документы и загружает их в приложение. В Норвегии, к слову, существует система национальной идентификации, через которую клиент с улицы может стать клиентом любого банка.

Нет переводов по номеру карты

- В Европе основу всех переводов средств между частными лицами положен IBAN, также сейчас активно развиваются переводы по номеру телефона. При этом в нескольких странах есть уже системы, которые позволяют осуществлять переводы по номеру мобильного между частными лицами, которые имеют счета в разных банках. В Беларуси и России же все также пользуются популярностью переводу между картами, а перевод по номеру телефона осуществляется только в некоторых банках и только между своими клиентами.

Нет ежемесячных оплат ЖКХ, телефона, интернета…

- Вы удивитесь, но у европейцев нет такого понятия, как самостоятельная оплата счетов за электроэнергию или газ физических лицом. В Европе распространена система Direct Debit, которая предполагает заключение договора клиента и юридическим лицом и согласие на то, чтобы определенная сумма ежемесячно списывалась со счета клиента. То есть, человек один раз подписывает документ и его главной задачей становится то, чтобы его банковский счет пополнялся на нужную сумму. В России и Беларуси подобная система пока не получила развития. Клиенты сначала заключают договор с провайдером услуг, а зачем ежемесячно вручную или с помощью функции автооплаты в банкинге совершают платежи. Основное отличие Direct Debit от подобной системы в том, что инициатором оплаты услуг является получатель средств, а не плательщик.

В Европе все ради клиента

- Соотношение сил в связке «банк-клиент» серьезно перевешивает на сторону клиента во всех европейских странах. Это связано с тем, что человек относительно легко может поменять банк. К примеру, британский сервис Starling позволяет клиенту перенести все свои активы и Direct Debit из другого банка, который, согласно закону, должен отдать всю финансовую клиентскую информацию новому банку. Второй момент: клиент имеет право управлять счетами в банке через стороннюю организацию. Это значит, что существует возможность создать полноценный мобильный банкинг, который будет иметь доступ к счетам клиента в другом банке. В Германии, к примеру, есть отдельный финтех-сервис Numbers, не являющийся банком, но предоставляющий приложение, к которому можно подключить счета разных банков.

Решение локальных задач

- Если в России и Беларуси банки активно развивают свои мобильные сервисы и удобство интерфейсов, то в Европе есть очень большое расслоение между традиционными банками и digital-банками. Первые занимаются тем, что наращивают функционал своих приложений, а вторые - создают более удобные решения локальных задач. К примеру, британский сервис Monzo помогает клиентам при выезде за границу понимать, какой обменный курс по карте будет действовать в другой стране и сколько он потратил за поездку. В той же Великобритании сервис Revolut предлагает smart-страховку при выезде за рубеж: после регистрации в системе местоположение клиента отслеживается по геолокации, а по его возращении на родину, со счета списывается сумма, исходя из того, в какой стране или странах он пребывал, при этом учитывается количество дней поездки и другие факторы. Не самой распространенной, но интересной практикой можно считать кейсы совместного управления счетами: в нидерландском Bund есть возможность открыть общий счет, пользоваться которым могут любые приглашенные люди.


Подводя итог, также могу сказать, что европейские банки отлично умеют интегрироваться с партнерами и предлагать внутри мобильного банка небанковские услуги и сервисы. Белорусские и российские банки пока не умеют это делать. Кроме того, digital-банки в Европе очень активно используют возможности самого смартфона, и находить с их помощью новые решения для банковских задач. Банки СНГ более инертны и постепенно приходят к эффективному и технологичному решению своих задач.


Тэги: Международный опыт

Горячие темы: Европейские банки


Мнения
Анна КУЗЬМИНА
Заместитель коммерческого директора в Яндекс.Деньги

Белорусский рынок интернет-торговли за пару лет может утроиться: по данным e-data.by , в 2017 году его объем составил $568 млн, и аналитики прогнозируют рост показателя до $1,5 млрд.

14.01.2019 11:13
Все мнения