Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by

Успех в практике: вуз должен учить бизнесу через бизнес

29.03.2018 19:16

Международная конференция «Обучающийся город для креативной экономики» прошла 5-6 октября в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Иностранные и белорусские эксперты представили доклады о роли бизнес-образования в формировании креативной экономики регионов, а также о том, какое место экономика знаний занимает в развитии белорусского предпринимательства.

Данное мероприятие – это часть программы «Недели Германии-2017». Также оно проводилось в рамках Недель устойчивого развития, которые традиционно организуются Программой поддержки Беларуси Федеральным правительством Германии в сотрудничестве с государственными, международными и общественными организациями.

- Тема актуальна: с одной стороны это обучающиеся города, а с другой – креативная экономика. Эти два аспекта дополняют друг друга и помогают решать важные задачи на уровне экономики и всей страны. На конференции ставятся акценты на практическую реализацию развивающихся и обучающихся городов, - рассказал директор Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, председатель Ассоциации бизнес-образования Владимир Апанасович.

Посол Федеративной Республики Германия в Беларуси Петер Деттмар отметил:

– Для меня обучающиеся города означают примерно следующее: с одной стороны существует экономический акцент на создании инфоструктуры возможностей для обучения, способных привлечь инвестиции из экономики. Это значит, что в городе имеются хорошая взаимосвязанная инфоструктора обучения в рамках официальной системы образования: в школах, вузах, проф. учреждениях и учреждениях повышения квалификации. С другой стороны – социальные акценты. То есть создание сети для обучения, улучшающей и развивающей сплоченность и интеграцию.

В ходе конференции были представлены доклады белорусских экспертов о месте экономики знаний в развитии белорусского предпринимательства, роли бизнес-образования. В качестве экспертов выступили Сунг Ли (координатор Глобальной сети обучающихся городов ЮНЕСКО), гости из Германии: Елена Альбертовская (представитель Народного университета г. Гельзенкирхен) и Себастиан Кнопп (специалист Отдела по науке и экономике администрации г. Регенсбург), а также гости из Украины: Светлана Бойко (заместитель Мелитопольского городского головы) и Сергей Прийма (председатель Украинской ассоциации обучающихся городов). Они поделились опытом внедрения концепции «обучающийся город» и развитии креативной экономики на местном уровне. А именно украинский Мелитополь и немецкие города Гельзенкирхен и Регенсбург.

В Европе уже есть несколько значимых сетей обучающихся городов и регионов, например, в Австрии, Италии, Германии, а также в Азии: Южная Корея и Китай. В глобальной сети ЮНЕСКО пока насчитывается 200 городов, и Беларуси еще среди них нет. Но Гомель и Витебск стремятся стать «обучающимися» городами, вхождение этих городов в глобальную сеть ЮНЕСКО обсуждалось на конференции.

Мы прослушали сообщения спикеров. И вот на что обратили внимание в выступлении Владимира Апанасовича, председателя Ассоциации бизнес-образования, директора Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Приводим цитаты:

1. Креативная экономика – или экономика знаний – особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности.

2. Потенциал студентов в предпринимательстве:
– 8,9% студентов намерены начать свой бизнес сразу после учебы, через 5 лет после окончания вуза – 56,8% (среднемировой уровень в 2016 составил соответственно 8,8% и 38,2%);
– 22,9% белорусских студентов сообщили, что они пробовали начать свой собственный бизнес. Это 22-е место среди 50 изучаемых стран;
– 7% студентов уже работает в собственном бизнесе или являются самозанятыми (средний мировой показатель в 2016 году (8,8%), с ним Беларусь занимает 29-е место).

3. Для улучшения предпринимательской среды в вузах необходимо:
– включить 3 взаимодополняющие миссии вузов: образовательную, исследовательскую, предпринимательскую;
– создать и поддерживать: стартап-школы, инкубаторы, акселераторы, fab lab, консалтинговые центры;
– предпринимательские компетенции необходимо развивать на всех специальностях и не только в рамках курса «Основы предпринимательства».

4. Предпринимательскому вузу стоит:
– учить не «о предпринимательстве», а «через предпринимательство»; 
– проводить и публиковать исследования о значении предпринимательской деятельности и факторах ее развития;
– интегрировать учебную, научную, инновационную деятельность с бизнесом;
– интегрировать учебную, научную, инновационную деятельность с внешней средой.

Мнения
Александр Змановский
Владелец «Высоцкий Консалтинг Минск»

Заработать деньги можно в любой стране и точке земного шара, однако подходы к предпринимательству в каждой стране уникальны. Чем же отличается белорусский бизнес от российского или казахстанского?

15.03.2018 15:41
Все мнения