Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by

Правила бизнеса с Андреем Гусаровым: меня научил не кризис, я научился сам

29.03.2018 19:17

Кризис в головах - именно этот тезис мы вынесли для себя после нашего первого интервью с Андреем Гусаровым. Через год мы вернулись к начатому разговору, чтобы узнать, как кризис меняет подходы к ведению бизнеса и самих управленцев, над чем заставляет задуматься и с какими иллюзиями расстаться.

Рассуждения одного из самых медийных и молодых бизнесменов Беларуси в рубрике "Правила бизнеса" на ВЫБЕРИ!BY.

viberi.by:

- Андрей, в нашем прошлом интервью в мае 2015 года вы говорили, что кризис у нас в головах. Прошел год – изменилось ли ваше мнение. Как бы вы сейчас описали «лицо» кризиса, какие сферы на ваш взгляд больше всего пострадали?

А. Гусаров:

- Кризис по-прежнему не достиг своего дна. Рынок немного стабилизировался, при этом по-прежнему отсутствует конкуренция. Компании как не перезванивали клиентам, так и не перезванивают. Хорошим сервисом отличается только маленький «фрагмент» компаний на всем рынке. Многие все еще верят, что скоро всё вернется на круги своя, хотя для большинства очевидно, что «как раньше» уже не будет.

Компании, которые работают на рынке в течение 5, 10, 15 лет получают много заказов благодаря сарафанному радио. Это довольно неустойчивый канал притока клиентов, но, безусловно, и он в имеющихся условиях имеет право на жизнь.
Компании так и не начали развивать экспертность своих сотрудников, не начали заниматься бизнес-процессами, не начали считать эффективность денег, вложенных в рекламу. Единственное, что произошло – существенное удешевление рабочей силы, которое привело к большому количеству некачественного персонала на рынке труда.

Определенно, вакансии закрывать стало проще. При этом входящий уровень кадров на первом этапе собеседования стал еще ниже, что в принципе характерно для кризиса. Впрочем, характерно и то, что люди меняют сферу в которой работают. Они хотят что-то изменить в жизни, и некоторые пытаются смотреть в сторону обучения на курсах, которых стало появляться все больше (по разным направлениям). Однако сложно определить какие из них хорошие, а какие нет. Плюс достаточно трудно понять, по каким критериям оценивать курсы в принципе. 

viberi.by:

- Совсем недавно М. Мясникович пообещал налоговые льготы промпредприятиям, которые будут открыты в 2016 – 2017 году. Вы работаете в онлайн-бизнесе, как вы считаете, не является ли такой подход дискриминацией? Почему льготы дают только промышленникам? 

А. Гусаров:

- Я не являюсь членом правительства и мне сложно комментировать эту ситуацию. Но, поскольку мы по-прежнему зависим от энергоресурсов, развивать делать упор только на промышленность является достаточно рисковым шагом. Уже сегодня ПВТ показывает более миллиарда долларов годового оборота. Мне кажется, что при таких вводных, промышленность – это скорее деньги на «завтра». Если бы у меня была возможность выступить в качестве «консультационного голоса», то предложил бы развивать то направление, которое приносит деньги «здесь и сейчас» и не зависит от внешних факторов, цены на энергоресурсы и так далее. Так, по крайней мере, мы бы могли избежать ситуации, когда наш ассортимент имеет непроходную стоимость в виду высокой цены на энергоресурсы.

viberi.by:

- Есть ли у онлайн бизнеса преимущества перед традиционным производством в плане «иммунитета» к кризису? Или, наоборот, в связи с сокращением рекламных бюджетов онлайн-бизнес оказался более уязвимым в эти годы?

А. Гусаров:

- От рекламщиков во всех сферах неоднократно слышал, что их бюджеты «режут» первыми: будь то медийная или наружная реклама и т.д. Но здесь получается замкнутый круг: с одной стороны, можно снизить издержки предприятий, с другой – если компания не будет рекламироваться – у нее не будет клиентов. И, мне кажется, бизнес уже понял, что надо искать баланс, и этот баланс зависит от того, какая у тебя специфика бизнеса, кто является конечным потребителем и с каким сегментом целевой аудитории ты хочешь контактировать. 

Далеко не всегда и не все инструменты интернет-маркетинга подходят для существенного увеличения классических, устоявшихся бизнесов. Более того, эти инструменты далеко не всегда могут дать быстрый и масштабируемый результат.

Сегодня в выигрышном положении находятся бренды компаний, которые занимались интернет-маркетингом 4-6 лет назад. В этом случае уменьшение бюджетов приводит лишь к корректировке стратегии. И с помощью этого фундамента им проще работать и коммуницировать с пользователями через интернет.

Всегда что-то проще делать, если есть база, чем начинать «с нуля». Одна из субъективных причин того, что компании не могут начать эффективно рекламироваться – шаблонность мышления персонала, отторжение принятия новых решений и отсутствие понимания того, что обучение – это собственный личностный и карьерный рост. В том числе это сказывается на росте компетенции, который влияет на рыночную стоимость каждого отдельного сотрудника. Здесь я бы на месте сотрудников не смотрел бы на свою заработную плату в текущей компании, а анализировал в разрезе того, что, например, завтра ты увольняешься и сколько сможешь просить у будущего работодателя.  

viberi.by:

- Есть ли на ваш взгляд какие-то конкретные шаги со стороны государства, которые помогли бы бизнесу подняться с колен?

А. Гусаров:

- Для начала хотелось закончить марафон процесса дебюрократизации и перехода на электронный документооборот.
Что касается конкретных шагов, то для начала я бы предложил ввести в школах обязательный базовый курс экономики, главная его цель должна быть не получение отметок, а воспитание финансовой грамотности. Во-вторых, ввел бы жесткий критерий отбора будущих специалистов в вузы. Компании не конкурируют за молодых специалистов.

Вчерашним студентам нужно научиться показывать себя и правильно использовать испытательный срок и стажировки. И, наконец, начать перенимать опыт иностранных государств с устоявшейся экономикой. 

viberi.by:

- Чему научит кризис белорусский бизнес: правильно распределять свои бюджеты, диверсифицировать продажи, быть мобильным? Чему он научил лично вас?

А. Гусаров:

- Я не могу сказать, чему научил меня кризис, потому что я как учился до кризиса, так и продолжаю учиться во время него и буду учиться дальше. 

У коллектива появилось понимание того, что просто быть в каком-то хорошем или нормальном состоянии относительно рынка и занимать пассивную позицию, когда у тебя просто есть прирост клиентов – это не сосем правильно. Более правильно – это расти и  развиваться, что неминуемо приведет к закрытию, сокращению и прочим изменениям, как на рынке, так и у прямых компаний конкурентов. 

Наша компания всегда отличалась агрессивным маркетингом и открытостью. Эта позиция для нас наиболее выигрышна. Потому как при такой стратегии у нас есть шансы показать свои конкурентные преимущества и говорить напрямую с клиентами в среде, где они к этому привыкли (например, в социальных сетях). 
Что касается рынка в целом, то нельзя не отметить, что все, наконец, научились «резать» операционные издержки.

Однако по-прежнему не научились работать с легким опережением рынка. Люди «режут», когда все плохо, что в принципе не отличает их от русского человека, который идет к врачу, когда все совсем плохо. А вот первоначальную диагностику никто не делает. Основная причина этого – отсутствие нормального управленческого учета, понимания того, что в не сезон ничего ожидать не стоит и имеет смысл отправить часть персонала на четверть ставки, чем ждать, что тебе вернут большую часть суммы по дебиторской задолженности или ожидать того, что вы и ваши сотрудники станут намного умнее. Вы можете стать умнее на 10, 15, 20 процентов, но в два раза умнее вы вряд ли станете в короткий период. Очень сильно стало заметно, что мотивированные компании, которые в кризис начинали активно, весело и бодро, стали сдуваться. Их все меньше заметно на рынке и рекламной активности практически нет. Это обусловлено отсутствием системы и понимания того, к чему она должна приводить. И очень часто речь идет не о деньгах, а возможности масштабировать бизнес-модели. 

В компаниях до сих пор нет понимания того, сколько у них стоит один конкретный клиент и с годами это, к сожалению, не меняется.  А также, сколько стоит один час одного сотрудника в разрезе каждой услуги, оказываемой клиенту.

Мнения
Александр Змановский
Владелец «Высоцкий Консалтинг Минск»

Заработать деньги можно в любой стране и точке земного шара, однако подходы к предпринимательству в каждой стране уникальны. Чем же отличается белорусский бизнес от российского или казахстанского?

15.03.2018 15:41
Все мнения