Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by

Иван Горшунов: «Стартапам нужно всегда ставить свои гипотезы под сомнение»

29.03.2018 19:16

Рынок стартапов довольно быстро растет во всем мире. Все большего внимания заслуживают молодые люди, генерирующие новые оригинальные идеи решения как бизнес-задач, так и идеи удовлетворения обычных потребностей потребителей. Лидеры рынка стартапов, бизнес-ангелы, венчурные инвесторы, банки, телекоммуникационные компании, корпорации мирового масштаба съезжаются в Минск, чтобы обсудить вопросы отрасли в рамках конференции «СТАРТАП ГОДА». Основателем и организатором мероприятия является центр поддержки предпринимательства «Стартап технологии». 

Мероприятие станет площадкой для обсуждения многих важных тем. Одной из ключевых станет тема разработки мобильных приложений. Своим опытом и видением в этой сфере поделится Иван Горшунов, эксперт по мобильным продуктам ex-Google,  основатель .etc ventures и первый в России London Technology Advocate.

– Как найти идею для мобильного приложения?

– В первую очередь искать идею не нужно. Тут важно дифференцировать типы приложений, если вы – бизнес, у вас есть проблема, узкое место, которое можно оптимизировать, или вы хотите улучшить существующий пользовательский опыт, то приложение может находится на стыке решения проблемы и повышения удовлетворенности от услуги и продукта. Если вы хотите придумать новый Instagram или UBER, то тут очень многое зависит от удачи и подходящего времени. Как правило, большинство вещей рождаются в определенных нишах, и для того, чтобы прийти с лучшим решением вы должны вариться в этом котле. Но мой совет –  хочешь сделать что-то полезное, спроси у потенциальных пользователей, какие проблемы у них есть.

– Какое мобильное приложение является хорошим?

– Ну это же все субъективно. Хорошее приложение эффективно решает задачу пользователя, оптимизирует процессы бизнеса, добавляет ценности услуге, улучшает пользовательский опыт, решает проблему бизнеса.
Например, американское приложение Старбакс. У бизнеса была проблема, большие очереди, касса не справлялась с приемом заказов и выдачей. Неэффективно распределение ролей при большом покое клиентов. Для американцев Старбакс же как религия. По дороге на работу выпить чашку кофе – святое. Так вот, собственники подумали и решили, что почему бы не уменьшить очереди и загрузку на кафе, дав покупателям возможность предзаказа кофе к определенному времени в определенном кафе. Поясню, человек из дома покупает при помощи приложения кофе и по дороге на работу в просто забирает его из того самого кафе. Все просто. Они оптимизировали процесс, увеличили выручку. 21% всех транзакций совершается через мобильное приложение. А у приложения миллионы активных пользователей.

– Придумать идею – полдела. Как можно продвинуть приложение на рынке без больших бюджетов? 

– Как правило, если приложение эффективно решает актуальную проблему, то оно органически растет. Все зависит и от приложения, и от тематики. Можно продвигаться через сообщества, публикации на профильных ресурсах. 
Более того, это ничего не стоит. Если вы сделали хорошую штуку, то о вас напишут. 
Чем больше референсов, чем больше позитивных отзывов, тем лучше. Есть много лайфхаков, главное не спускать огромные бюджеты на рекламу, а заходить через правильную аудиторию, параллельно проводя customer development.

– Какие факторы наиболее важны при выходе на рынки других стран?

Продукт или сервис, конечно=). Узнаваемость, страна инкорпорации (в какой юрисдикции компания работает), команда, наличие трэкшена (клиентов) из разных стран. Всегда можно начинать продвигаться через партнеров.
Я всегда говорю: «загуглите себя в другой стране, например, google.se. Посмотрите на выдачу. Это видят люди, которые будут искать вас». Я на выступлении на конференции «СТАРТАП ГОДА» охотно поделюсь рядом хаков и секретов. 
Есть на самом деле куча разных нюансов от индексов Хоффстеде, до продуктовых и UX особенностей.

– Как проекту расставить приоритеты? Что важнее продукт или маркетинг?

– Можно приоритизировать по типу рисков и пользе, которую та или иная активность принесет. Если скажем вложиться в какую-нибудь активность, но высок риск, что это не окупится, то возможно следует поискать альтернативы. Есть ряд методологий расстановки приоритетов. А вообще желательно не разделять продукт и маркетинг, это взаимосвязанные вещи. Это система, а в системе не нужно выбрасывать огромные куски.  Воздействовать нужно точечно на то, что болит.

– По вашему мнению веб-сервисы вытесняются мобильными приложениями или роль мобильных приложений несколько преувеличена? 

– Да всем места хватит. В некоторых нишах мобильные приложения совсем не нужны, в некоторых они подъедают веб, а в некоторых веб и мобилка дополнят друг друга. В любом случае  главное преимущество мобильных приложений – то, что они близко находятся к пользователям. В сферах, где это важно, будут доминировать мобильные приложения.

–  Как стартапу "нащупать почву под ногами", тестируя максимальное количество гипотез или сконцентрироваться на основных гипотезах?

– Это очень большая тема для обсуждения. Нужно всегда тестировать и гипотезы и бизнес модель и в случае его – делать разворот. Я рекомендую на эту тему почитать книгу Стива Бланка «Стартup». Там много очень полезных советов, и про сегментацию, и про валидиацию гипотез. Ну и конечно, «Lean Startup». 

У многих создателей, основателей, замыливается глаз, и просто критически важен взгляд со стороны. Нужно всегда ставить свои гипотезы под сомнение, валидировать их. Даже простое коридорное тестирование( когда выбегаешь в коридор с бумажным прототипом) может сэкономить и время, и деньги.

Иван Горшунов выступит на конференции «СТАРТАП ГОДА» с эксклюзивным мастер-классом на тему: «Как делать классные мобильные приложения и выводить их на международный рынок».


Читайте также:

Мнения
Павел ЕВТУШЕВСКИЙ

Людям свойственно терять вещи. У кого-то это случается чаще, у кого-то реже, но вряд ли можно сказать, что есть хотя бы один человек, незнакомый с этой проблемой. Помочь в такой ситуации вызвался Paritetbank и недавно запустил услугу «Оберег для важного».

15.08.2019 14:10
Все мнения