Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by

7 трендов безналичных платежей, которые стали очевидными в 2016 году

29.03.2018 19:17

Безналичные платежи все основательней укореняются в жизни белорусов. Более 12 млн карт на 4,5 млн экономически активного населения делает свое дело – за 2015 году Беларусь по объему транзакций в международной платежной системы Visa в своем субрегионе «СНГ и Юго-Восточная Европа» вышла на второе место, дав фору Сербии. При этом белорусские банкиры не планируют останавливаться на достигнутом. Наше общество тем временем трансформируется и ждет от банков инновационных решений.

ВЫБЕРИ!BY побеседовал с директором КартЦентра Белинвестбанка Вадимом Головчицем, чтобы узнать, какие тренды в сфере безналичных платежей будут оказывать влияние на развитие платежных технологий. Читаем самые интересные моменты интервью и заглядываем в будущее безнала.

Бонусы и скидки как лучший допинг для безнала

- Платежные системы, банки уже зачастую предлагают бонусы и скидки на товары и услуги при расчетах платежной картой. Выражаются они в довольно приятных цифрах в зависимости от типа операции и торгового объекта. Очень хорошо прижился «cash back» в нашей стране. И на мой взгляд, именно такой подход максимально эффективно позволяет снять барьеры на пути к безналу. Правильная и корректная мотивация дает куда более «сочные» плоды, чем административные барьеры. 

Очень привлекательно смотрится цепочка, в которой продавец заинтересован установить терминал, чтобы не потерять своего клиента. А клиент в свою очередь полностью замотивирован платить картой с такими «фишками» как cash back, скидка или бонусный балл. Заинтересованность с обеих сторон в итоге выливается в высокий уровень мотивации в безналичных расчетах и терминализации. 

Мобильные все чаще заменяют терминалы

- Сейчас тренд постепенно начинает уходить не в терминализацию, а в мобилизацию. Хотя справедливости ради стоит отметить, что спрос на классические терминалы не прекращает падать и пока они (терминалы, пин-пады) — это единственный инструмент для обслуживания банковских карт в крупных торговых объектах.

И уже сегодня, те же терминальные устройства, к примеру, можно перенести в смартфон в виде приложения. Например, билеты на железнодорожный транспорт можно покупать через сайт или приложение, используя только реквизиты карты, а для того, чтобы заказать и оплатить картой такси, совершенно необязательно, чтобы у водителя был терминал. То есть намечается переход от стадии карточных расчетов с присутствием карты на стадию дистанцирования от физического «пластика» как такового. Этому способствуют электронная коммерция и мобильные приложения.

Банки также активно двигаются в этом направлении, и особое место в этом процессе занимают рост мобилизации клиентов и развитие мобильных приложений. Например, мы видим по своему банку, что в сутки независимо от дня недели более 100 пользователей Андроид-смартфонов скачивают наше мобильное банковские приложение из Play Market.

Бесконтактные карты ускоряют скорость обслуживания более чем в 2 раза

- С 2015 года мы выпускаем только бесконтактные карты и активно занимаемся развитием сети оборудования по приему таких карт. Возможно, кто-то относится к этой технологии скептически, хотя бы потому что кассовым работникам приходится подстраиваться под совершенно новый алгоритм проведения платежа. Если последние десятки лет кассир обязательно брал карту клиента в руки и сам совершал с ней все необходимые манипуляции, кроме ввода пин-кода, то сегодня психология платежей резко изменилась. 

С одной стороны, клиент даже при проведении контактного платежа в Европе уже самостоятельно вставляет карту в считыватель, вынесенный из кассовой зоны в зону самообслуживания, с другой стороны, платежи существенно ускоряются. Об этом свидетельствует и статистика платежных систем, в крупных торговых точках, где большой поток клиентов, бесконтактные карты позволяют увеличивать скорость обслуживания как минимум в два раза. 

HCE имеет все шансы стать историей успеха NFC платежей 

- Одним из последних трендов развития рынка платежей стала технология HCE (Host Card Emulation), которая позволяет оцифровывать карты в смартфоне и не предоставлять физический носитель при проведении платежей. Однако в настоящий момент есть вопросы по готовности населения использовать эти инновации массово, хотя нет сомнений в том, что это достаточно перспективно. Сейчас в Беларуси уже реализованы пилот-проекты с HCE, Белинвестбанк также присматривается к данной технологии, однако пока что мы считаем, что клиенты созрели скорее для бесконтактных решений на более традиционных носителях. 

С нашей стороны мы будем реализовывать стратегию плавного перехода на платежи с использованием смартфона. Сначала мы сделали все, чтобы платежные карты находились на предметах, которые всегда у клиента под рукой. Бесконтактные мини-карты, например, можно носить на брелоках с ключами и даже если вы забыли кошелек, ваше платежное средство осталось с вами.

В самое ближайшее время наши клиенты смогут испробовать бесконтактную карту-стикер, которая клеится на смартфон или какое-то другое устройств (предмет), который всегда под рукой. На наш взгляд, это очень важный «мостик» для клиента при переходе на технологию HCE. Поскольку мы видим, что для определенных клиентов взять и одним махом отказаться от карт в пользу платежей смартфоном на сегодня практически невозможно.

При этом, на мой взгляд, именно HCE – это тот вариант NFC-технологий, которые имеют все шансы на успех в отличие от предыдущих ее реализаций, при которых была взята за основу SIM-центричная модель.

Разрыв «шаблона» между Минском и периферией сокращается

- Разницу в уровне развития безналичных платежей и их востребованности в Минске и на периферии мы ощущаем достаточно остро. Причем о таком «разрыве шаблона» можно говорить не только применительно к платежным технологиям, но и к прочим сферам жизнедеятельности.

В Минске клиентам более доступны безналичные технологии, а средний чек, оплаченный с помощью карты, значительно выше. Однако в регионах сегодня мы наблюдаем рост числа продвинутых клиентов, которые понимают, что происходит в стране и в мире, видят, как развиваются технологии и стараются успевать за всеми новинками, в том числе и последними веяниями в лице бесконтактных карт, например.


Нет оснований говорить, что безналичные расчеты не нужны на периферии, скорее в определенных случаях они менее востребованы из-за менталитета людей, скорости и уклада жизни. Если говорить применительно к регионам, то наибольший интерес к безналу и технологиям наблюдается в приграничье, в котором люди прекрасно видят, что происходит в странах-соседках и тоже стараются не отставать от цивилизованного стиля расчетов.

Размер перестанет иметь значение, клиенты начинают выбирать не банк, а услугу

- При высоком уровне конкуренции уже не важно будет, кто является поставщиком услуги: банки или какие-то другие организации, - клиент будет выбирать то, что ему на самом деле удобно и выгодно. В этой среде будут создаваться идеальные продукты, возможно даже совершенные. 

На мой взгляд, Беларусь эта еще пока не та страна, в которой клиент голосует ногами. Например, в Европе и США бывают случаи, когда клиент не пользуется услугами той или иной компании по каким-то внутренним убеждениям. У нас мы наблюдаем, что появляются клиенты, которые уже сегодня выбирают не банк, а сервис/услугу, исходя из основных параметров личной выгоды и удобства. Если раньше при опросах клиенты отмечали, что основными критериями выбора банка является его надежность, известность и близость к дому, то сегодня на первое место все чаще выходят совершенно другие ценности.

Цифровой банкинг может стать дверью в цифровое общество

- У цифрового банкинга очень большой потенциал для развития в Беларуси. Если к процессу его реализации подойдут ответственно все от банковского сообщества до госорганов, то у нас есть все шансы в перспективе сделать цифровое общество. Сегодня, например, в Эстонии, которая является одним из флагманов в этой области, из интернет–банкинга можно заказать не только банковские продукты, но и заполнить налоговую декларацию, проголосовать в электронном виде, что говорит об очень высоком уровне дигитализации общества. 

Мы тоже идем по этому пути и знаем, к чему стремиться. Поэтому я надеюсь, что клиенты белорусских банков достаточно скоро и высоко оценят указ о цифровом банкинге, особенно когда его реализация перейдет в финальную стадию. Белорусы смогут получать банковские и прочие услуги в цифровом формате, без барьеров и дополнительных потерь времени. Время, к слову, это один из самых важных и дорогих ресурсов. И будем надеяться, что в близком будущем мы сможем в большей степени использовать данный ресурс на семью, друзей и собственное саморазвитие.

Мнения
Павел ЕВТУШЕВСКИЙ

Людям свойственно терять вещи. У кого-то это случается чаще, у кого-то реже, но вряд ли можно сказать, что есть хотя бы один человек, незнакомый с этой проблемой. Помочь в такой ситуации вызвался Paritetbank и недавно запустил услугу «Оберег для важного».

15.08.2019 14:10
Все мнения