Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by

Соучредитель «21 vek.by»: девальвация в Беларуси - отличный драйвер продаж

29.03.2018 19:16

Все мы помним очереди в магазинах бытовой техники, которые выстраиваются при первом намеке на очередную девальвацию. Остается только гадать, куда люди будут ставить сво�� четвертый холодильник. Об уже сложившихся тенденциях покупательского поведения белорусов и о новой страсти наших граждан – покупках на китайских торговых площадках, ВЫБЕРИ!BY поговорил с гуру интернет торговли, соучредителем онлайн гипермаркета «21 vek.by» Сергеем Вайниловичем в ходе финального  семинара «Бизнес в стиле FLEX - 2015», организованного МТБанком и Бизнес-инкубатором Парка высоких технологий.

Есть такая «болезнь» -  четвертый холодильник покупать

- Действительно, у белорусского потребителя есть такая «болезнь» - покупать третий, а то и четвертый холодильник в периоды каких-то пертурбаций в экономике страны. В принципе, мы этому только рады, поскольку импульсные покупки увеличивают наши продажи, но при этом по-настоящему не закрывают потребность клиента в бытовой технике. Покупка в кризис, как правило, необдуманная: клиент покупает холодильник, а ему нужна была мультиварка. И как раз за ней он придет к нам через неделю. Новости об увеличении таможенных платежей, росте курса доллара и так далее – все это является отличным драйвером продаж.

Белорусы покупают в Китае, потому что у нас нет аналогов

- Средний чек посылки из Китая $20-25, как бы это ни было смешно. У нас средний чек более 3 млн рублей. Мы в принципе торгуем разными товарами. У нас идет фокусировка на крупную бытовую технику и сложную электронику, этот товар логистически крайне не выгодно доставлять из Китая.

Тем не менее, на ввод ввозной пошлины я смотрю, с одной стороны, положительно, с другой нейтрально. Следует понимать, что мера направлена на защиту производителя и продавца внутри страны и это хорошо для национального бизнеса. Но с точки зрения клиента, это не очень здорово, ведь в китайских интернет-магазинах часто покупают не только из-за ценовой доступности, но и по тому, что у нас просто нет аналогов той или иной продукции.

Если обложить пошлиной в 20% маленький чек, как я говорил, в Китае он составляет порядка $20, то это едва ли эти $4-5 станут преградой для белорусов, тем более, если аналогов в Беларуси найти невозможно. Кроме того, локальное внедрение такой пошлины не даст результатов, поскольку клиенты смогут совершать покупки через Россию или Казахстан, чтобы избежать налогообложения. 

Сертификация должна стать лояльнее, чтобы у бизнеса появился шанс работать

- На этом фоне хотелось бы посоветовать Минторгу более лояльно подходить к вопросу сертификации товаров. Предположим, что нам нужны новомодные фитнес-браслеты и клиенты готовы их покупать. Но мы как бизнес просто не имеем права их ввезти в Беларусь, так как емкость рынка довольно мала и объема партии не достаточно для прохождения полного цикла сертификации. В таких условиях белорусский бизнес не может взять на себя роль маркет-мейкера и заниматься продвижением каких-то новинок. А поскольку потенциальные потребители тех же фитнес-браслетов в Беларуси есть, неудовлетворенный спрос реализуется где-то  за пределами нашего государства. В частности, белорусы заказывают гаджеты в американских и китайских интернет-магазинах.

Поэтому вводя пошлину на посылки из-за рубежа, нужно одновременно пересмотреть подходы к сертификации товара и все-таки признавать сертификаты международного образца, чтобы дать возможность бизнесу продавать востребованный ассортимент и платить со своей прибыли налоги в бюджет. 

Чек снизился, но число «коробок» выросло

- Если рассматривать кризис с позиции падения покупательской способности, то я бы сказал, что мы его не наблюдаем. У нас есть падение выручки за счет тог, что товары стали дешевле. В частности речь идет о продукции, производимой в России: после девальвации рубля их стоимость снизилась в пересчете на доллары США. Возможно, мы выросли не так сильно, как хотели, тем не менее увеличили наши обороты 15-20% в пересчете на коробки.

Мы точно не сокращали рекламный бюджет. Самый крупный для нас канал рекламы – это поисковый трафик. Здесь мы провели оптимизацию и, наоборот, бюджет увеличили. При этом, в условиях кризиса мы стали больше обращать внимание на условно бесплатные каналы. Например, e-mail-маркетинг, с которым мы начали работать более плотно.


Финальный семинар «Бизнес в стиле FLEX», посвященный продажам в интернете,  прошел на площадке Бизнес-инкубатора Парка высоких технологий. Как и на ноябрьском семинаре, посвященному IT-решениям в малом бизнесе,  участие Парка высоких технологий в числе организаторов стало возможным благодаря ставке Бизнес-инкубатора ПВТ и МТБанка на развитие инновационного предпринимательства. Кооперация при организации семинара, посвященному интернет-маркетингу, позволила резидентам ПВТ принять участие в семинаре в качестве слушателей.

Директор по корпоративному бизнесу Павел Малышко о проекте «Бизнес в стиле FLEX»:

- Третий сезон образовательной программы «Бизнес в стиле FLEX» оказался острым и теплым одновременно. Острым, потому что темы были как никогда злободневны: работа с проблемными долгами, автоматизация бизнеса, продажи в интернете и работа финансовых директоров с несговорчивыми банками. Теплым, потому что интеллигентному и интеллектуальному бизнесу , который обслуживает МТБанк, явно было приятно пообщаться друг с другом. Хочу сказать спасибо всем спикерам, организаторам и гостям за участие в программе.

Мнения
Александр Змановский
Владелец «Высоцкий Консалтинг Минск»

Заработать деньги можно в любой стране и точке земного шара, однако подходы к предпринимательству в каждой стране уникальны. Чем же отличается белорусский бизнес от российского или казахстанского?

15.03.2018 15:41
Все мнения