Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by.

Выход на 100%-ную «коммуналку» могут растянуть на пару лет 09.12.2015

Катерина БОРНУКОВА
старший научный сотрудник "BEROC"

Похоже, в белорусской системе жилищно-коммунальных услуг назревают серьезные перемены. Власти заговорили о включении в «коммуналку» НДС. Серьезные действия по уходу от перекрестного субсидирования энерготарифов предусмотрены дорожной картой реформ, которую Беларусь предложила кредиторам из Международного валютного фонда. 


Как могут выглядеть реформы в сфере ЖКХ, и что государству нужно сделать ДО выхода на 100%-ную «коммуналку»? Своим мнением с ВЫБЕРИ!BY поделилась старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Катерина БОРНУКОВА.



Выход на 100%-ную «коммуналку» могут растянуть на пару лет


- Очевидно, что реформа тарифов ЖКХ неизбежна, и мы уже скоро испытаем ее последствия на своей «шкуре». Сложно предполагать, на какой именно сценарий повышения тарифов ЖКХ пойдут власти, но наиболее вероятным кажется усредненный вариант – подъем тарифов в течение 24-30 месяцев. 


Как показывает опыт, долгосрочные реформы иногда приходится приостанавливать в середине, оставляя незавершенными. Это связано с недовольством населения, что однозначно будет присутствовать в случае повышения тарифов на «коммуналку». Поэтому-то МВФ и настаивает на более скором проведении реформы – 6-18 месяцев.



За льготы для населения пока расплачиваются предприятия


- Наше правительство тоже прекрасно понимает, что повышение тарифов необходимо. И не только ради кредита МВФ. Сегодня из госбюджета на финансирование ЖКХ выделяется 2,2% от ВВП. Для сравнения: столько же идет на социальную политику. Поскольку с наполнением бюджета сегодня проблемы, сокращение финансирования ЖКХ становится насущной целью. 


Кроме того, за льготные тарифы для населения, по сути, расплачиваются предприятия, которым как раз приходится уплачивать повышенные тарифы. Складывается парадоксальная ситуация: Беларусь закупает энергоносители по ценам ниже мировых, а вот затраты на энергию у белорусских предприятий все равно большие, что сильно снижает их и без того невысокую конкурентоспособность.



Налог на «коммуналку» не решит проблему перекрестного субсидирования


- Что касается возможного включения НДС в стоимость услуг ЖКХ, то мне такая мера кажется преждевременной и не решающей многих проблем. 


С одной стороны, основные минусы повышения «коммуналки» все равно будут – уязвимые слои населения пострадают. С другой стороны, мы не уменьшим госрасходы на поддержку ЖКХ и не сможем снизить тарифы для предприятий. Вырученный НДС пойдет в общий бюджет и вряд ли будет использован целевым образом. 


Мне кажется, начать реформу лучше с постепенного выравнивания тарифов для населения и предприятий, выходя на себестоимость. В мировой практике услуги ЖКХ часто освобождены от НДС именно потому, что это социально значимые услуги.



Реформа тарифов должна сопровождаться вводом адресной помощи


- В идеале реформа тарифов должна сопровождаться вводом адресной социальной помощи. Наша система субсидирования тарифов для населения является, по сути, формой социальной поддержки. И когда мы ее уничтожаем (что абсолютно правильно, поскольку она была неэффективна – поддержку получали не только пенсионеры или другие нуждающиеся, но все подряд), необходимо вводить что-то взамен. 


Никакой проблемы в этом нет, и я надеюсь, наше правительство уже продумывает схемы поддержки уязвимых слоев населения. Они, например, могут продолжать пользоваться льготными тарифами или получать адресную субсидию. Главное, чтобы эта поддержка направлялась именно тем, кому она необходима. В таком случае экономия от повышения тарифов все равно значительно превысит объемы адресной помощи.



Повышать «коммуналку» надо одновременно с реформой самого ЖКХ 


- Еще один важный момент – мы не знаем до конца себестоимость услуг ЖКХ. И огромный потенциал для реформирования есть у самой системы жилищно-коммунального хозяйства, которая на данный момент страдает от запутанных схем перекрестного субсидирования и неэффективного управления. 


Поэтому повышать тарифы надо одновременно с реформой самого ЖКХ. Как показал эксперимент в Минске, просто разделив функции заказчиков и подрядчиков, можно добиться экономии до 16% себестоимости услуг.