Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by.

Вполне возможно, что на практике никакого отказа от реформ не будет 27.01.2016

Вадим ИОСУБ
Cтарший аналитик Alpari

На совещании об актуальных вопросах развития экономики глава государства в очередной раз критически высказался относительно возможных реформ. Однако международные кредиторы готовы дать взаймы так нужные Беларуси пару-тройку миллиардов исключительно с условием решительных действий по перестройке действующей модели экономики.


Как в таком случае стоит расценивать заявление президента, сможет ли страна справиться без кредитов, и насколько в этом ей будет полезен комплекс мер правительства и Нацбанка на 2016 год? В беседе с ВЫБЕРИ!BY разбирался старший аналитик Alpari Вадим ИОСУБ.


Заявление президента: стойкое ощущение дежавю


- У меня стойкое ощущение дежавю: подобные заявления главы государства уже звучали этой осенью, во время инаугурации президента. В ситуации, когда на уровне экспертов, правительства, Нацбанка активно обсуждались планы реформ, конкретные шаги, их последовательность, глава государства заявил о том, что никаких реформ не будет.


На совещании 26 января прозвучало очень похожее заявление. И у меня оно вызывает те же мысли, которые были осенью. А именно - надежду, что это заявление об отсутствии реформ, что называется, сделано для картинки в телевизоре, а на самом деле реформы будут. Потому что, если действительно отказаться от реформ, не стоит надеяться на кредиты. А рассчитывать на какие-то внутренние источники роста невозможно, потому что таких внутренних источников попросту нет. 


Собственно говоря, политически невозможно взять и выступить с заявлением, что все, что мы делали в экономике последние 20 лет, плохо и неправильно, сейчас мы будем действовать по-другому. Скорее всего, даже на фоне того, что все поняли, что это плохо и неправильно, все поняли, что нужно действовать по-другому, и начнут действовать по-другому, на уровне риторики такое признание вряд ли прозвучит. И я все-таки сильно надеюсь, что риторика будет одной, а действия – другими.


В мире нет примеров эффективной государственной экономики


- Модель белорусской экономики - крайне неэффективная, неконкурентоспособная. И здесь даже нельзя винить Беларусь, что у нее с этой моделью что-то не получилось: в мире нет ни одного примера эффективно работающей государственной экономики! Подобные экономики могли существовать, скажем так, при  хорошей конъюнктуре на сырьевые цены. И при  ухудшении такой конъюнктуры все государственные экономики сыпались как карточный домик. 


Можно здесь привести пример Советского союза, вспомнить Венесуэлу, где в дефиците даже туалетная бумага. То есть, даже теоретически, этот подход нигде на всей планете Земля ни разу за всю историю не продемонстрировал каких-то успехов. Ждать, что Беларусь окажется первой страной, которая покажет миру картинку эффективно работающей государственной экономики, по меньшей  мере, наивно.


Если проанализировать новейшую историю белорусской экономики, можно увидеть, что она никогда не была самодостаточной и никогда не могла сама зарабатывать деньги. Чтобы была иллюзия неплохого существования, всегда нужна была какая-то мощная внешняя подпитка. 


До середины «нулевых» годов это была подпитка в виде льготных цен на российские энергоносители, когда нефть, газ нам доставались, грубо говоря, за треть от мировой цены. После того, как эта подпитка пропала, страна существовала исключительно за счет внешних кредитов – либо от мировых финансовых организаций, либо от той же России, например, через Антикризисный фонд ЕврАзЭС.


Сейчас получать внешние кредиты нашей стране все труднее, а без реформ и вовсе невозможно. При этом надеяться на Россию как на источник заемных средств довольно сложно - у нее самой  непростые времена. И в лице замминистра финансов российская сторона недавно прямо заявила, что значительно сократит выдачу кредитов.


Повышение тарифов ЖКХ – начало перемен?


- В списке реформ, на которых настаивают международные кредиторы, в частности, присутствуют такие меры, как отмена перекрестного субсидирования в сфере ЖКХ, общественного транспорта, либерализация цен. И с начала года мы видим достаточно активные действия властей в этом направлении. 

Но, если ограничиться лишь повышением цен, то считать это реформами, конечно, нельзя. Даже если говорить только об услугах ЖКХ, выходе на 100%-ную оплату их населением, то просто необходимо разобраться с тем, как формируются эти тарифы, какова эффективность затрат жилищно-коммунального хозяйства. То есть нужно навести порядок, и, возможно, значительно снизить себестоимость услуг ЖКХ. Сближение себестоимости и тарифов должно идти с двух сторон.


Вместе с тем ЖКХ – хоть и важный, но не единственный и не самый существенный для нашей экономики вопрос. Самый больной вопрос – существование неэффективного госсектора, который не только не зарабатывает деньги, но и уничтожает, «зарывает в песок» огромную их часть. Тратить ресурсы на бесконечную поддержку убыточных и абсолютно неэффективных госпредприятий; не просто путь в никуда. Это путь к краху, разбазаривание и так достаточно скудных ресурсов государства.


Поэтому, как минимум, нужно признание того, что госсектор нуждается в реструктуризации или санации в виде банкротства либо приватизации. И опять-таки с привлечением каких-то денег со стороны, так как внутри страны таких денег нет.


Конечно, провести так необходимую Беларуси реструктуризацию госсектора сложнее технически и дольше по времени, чем просто поднять тарифы, грубо говоря, одним росчерком пера. Вместе с тем, если ограничиться лишь простыми мерами, то выйти из кризиса у нас не получится.


На практике отказа от реформ может и не быть


- У меня сложилось впечатление, что комплекс мер по решению задач социально-экономического развития Беларуси в 2016 году, утвержденный правительством и Нацбанком в январе, на самом деле не содержит ни одной новой меры. Это просто некая компиляция действий, которые прописаны в других документах. 


В частности, я внимательно изучил раздел, касающийся денежно-кредитной политики. Все меры, прописанные там, взяты из документа, который называется Основные направления денежно-кредитной политики. Вероятно, по другим  разделам такая же картина. То есть, в постановлении нет новаций, а просто собраны меры, намеченные на этот год, и разбросанные по разным документам.


В принципе, ничего плохого в этом нет, и, может быть, эта  компиляция мер из разных документов и будет подаваться нашим потенциальным кредиторам в виде программы реформ. Вместе с тем кредиторы, что касается ЕФСР и МВФ, неоднократно заявляли, что деньги будут давать не под программу реформ, а под реализованные меры. Поэтому все будет зависеть не столько от того, что и в каких документах написано, сколько от того, что будет сделано. 


И, несмотря на заявления, что никаких реформ не будет, то, что начало происходить с тарифами на услуги ЖКХ и общественного транспорта, а также  сокращение списка цен, регулируемых государством, все-таки наводит на мысль, что государство реально рассчитывает получить кредиты, а значит, на практике никакого отказа от реформ не будет.