Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by.

Новый кредит МВФ будет зависеть от коммуникабельности бюрократов 12.11.2015

Леонид ЗАИКО
экономист, руководитель аналитического центра "Стратегия"

В контексте прошедших выборов и предстоящей новой пятилетки главные ньюс-мейкеры страны в последнее время то и дело высказываются на тему реформирования экономической модели Беларуси. Независимые аналитики в свою очередь гадают, пойдет ли власть на структурные реформы, учитывая, с одной стороны, приостановку санкций ЕС, с другой, - перспективу нового кредита МВФ, и размышляют, какие реформы в целом нужны Беларуси. Экономист, руководитель Аналитического центра «Стратегия» Леонид ЗАИКО поделился с финансовым проектом ВЫБЕРИ!BY своим мнением по этим пунктам.



Какие реформы нужны Беларуси


- Реформы, которые необходимы Беларуси, давно известны, и представители нашего центра об этом говорили не раз. Скажу кратко об основных из них. 


Во-первых, налоговая система. Какие изменения требуются здесь? Убираем самые неприятные налоги: налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, и оставляем четыре налога –  налог на продажи, подоходный налог, акцизы,  налог на собственность (местный налог для состояний свыше 1 млн долларов).


Важна сама философия налогообложения. Простые и ясные налоги. Специалисты знают, что налоги - это «добавка» к ВВП. Они должны быть на уровне 20-25% от ВВП, идти только на ясные цели.


В основном предлагаемая нами налоговая система будет строиться на налоге с продаж. Бюджетные изъятия будут составлять сначала 35% валового внутреннего продукта, потом 30%, 25%, 20%. Возможно, у кого-то такое предложение вызовет беспокойство по поводу источников финансирования медицины, школьного обучения и прочего? В эти сегменты будут направлены ресурсы, сэкономленные от программ по поддержке различных госпредприятий. То есть будет проведена жесткая переоценка расходов бюджета. У нашего центра есть все нужные расчеты.


Малый бизнес. Для стимулирования развития этой сферы предлагается предоставить такому типу предприятий землю с подведением коммуникаций. 


В-третьих, сельское хозяйство. Здесь необходимо вспомнить лозунг, который был сформулирован социал-революционерами еще в начале прошлого века: земля – крестьянам! То есть землю нужно передать в частную собственность. И пошагово, в течение полутора лет, прекратить дотации колхозов и совхозов.


Важный шаг касается государственных займов. Нужно прекратить брать кредиты! Сегодня у Беларуси 40 млрд. долларов долга - частных и государственных займов. В этом году мы должны отдать кредиторам 4 млрд долларов. Только в июле было выплачено 1,4 млрд. 


Для сравнения: все целый год говорили о миллиарде евро, который французы должны выплатить России за не поставленные «Мистрали», как о чудовищной сумме. А здесь Беларусь только в июле заплатила 1,4 млрд долларов, и все молчат. Это ненормально. <


Если мы не хотим, чтобы за взятые сегодня кредиты расплачивались наши дети и внуки, государству нужно перестать брать внешние кредиты и займы, которые необходимы лишь для существования нынешней элиты во власти.


А вот приватизацию госпредприятий, что зачастую понимают как неотъемлемую часть так называемых структурных реформ, считаю лишней и вредной. Распродажа госсобственности за одну базовую величину частному капиталу, как правило, приводит лишь к обогащению отдельных личностей и приносит мало пользы населению и экономике. 


Яркий пример – российская приватизация, после которой Роман Абрамович (исконно старорусская фамилия) стал самым богатым человеком в России. По итогам приватизации абсолютно «украинский парубок» Ринат Ахметов прибрал к рукам лучшие куски собственности на Украине. Нам нужно проверить, кто из иностранцев станет новым олигархом? Может эскимос, грек, или литовец? 


А что касается убыточности госпредприятий, которые предлагается приватизировать, то здесь нужно первым делом посмотреть на зарплаты их директоров и главных бухгалтеров, и многое станет понятно. 


Кстати, международные организации уже убрали пункт «приватизация» из списка обязательных в Беларуси реформ.



Главное - реформировать правительство


- Но главное, все перечисленные мною реформы никогда не будут проведены без реформирования самого правительства. Пока Беларусью управляют пенсионеры, реальные изменения вряд ли возможны. <


К тому же стоит признать, что и со стороны основной массы населения реформы также мало востребованы. И смешно, за 20 лет белорусские социологи уже идентифицировали, что только 1/3 населения хотела бы рыночных изменений. Ситуация меняется вариативно. Но хотят и рынок, и регулируемые цены, и полную занятость. Просто амбивалентность в чистом виде.


Тем более необходимо вхождение во власть людей молодых, талантливых, профессионалов своего дела. Нужно сформировать компактное и эффективное правительство. А для этого предлагаю оставить 10-12 министерств (сейчас их свыше 40 с учетом квазиминистерских структур), закрыв, в первую очередь, Министерство экономики и Министерство торговли. 


В то же время остро необходимо создать организации, которые будут обеспечивать эффективное взаимодействие чиновников и бизнеса.


Есть ли шансы получить новый кредит МВФ?


- На самом деле, в этом вопросе решающим фактором будут даже не сами реформы, а способность национальной бюрократии договориться с бюрократией международной. А, как показывает мой опыт, между этими видами бюрократий существует своего рода «упоительный союз», в рамках которого вполне реально достичь согласия. 


Еще один фактор, который станет главенствующим в решении выдавать кредит Беларуси или нет, – способность страны платить по счетам. Беларуси можно давать взаймы деньги хотя бы потому, что 70% собственности - общенародная, ее можно распилить, продать. Вот Молдове, скажем, давать кредит опасно - чем они будут отдавать, деньгами из бюджета? А в Беларуси есть, что продать. Продали калийный комбинат - вот вам 30 млрд долларов.



Японский сценарий: реформы за счет вкладов населения


- Но, как я уже говорил, брать новые займы при таком размере внешнего долга, - преступление против будущего поколения. К тому же, как показывает международная практика, для проведения реформ совсем не обязательно наращивать долги.


Китай никогда не брал на свои реформы деньги у Всемирного банка и валютного фонда. Это же касается и Японии, что успешно провела свои реформы за счет сбережений населения, которые в то время составляли 30% от доходов. К примеру, если семья зарабатывала 1 тыс. долларов, то 300 долларов они каждый месяц клали на депозит. Из банков сбережения людей в виде инвестиций шли тем, кто желал эти деньги вкладывать – бизнесменам и так далее. 


Однако в Беларуси норма сбережений пока на уровне 4-5%. Почему так мало? Во-первых, значительная часть белорусов старшего поколения с опаской относится к вкладам вообще, помня крах советской банковской системы начала 90-х. К тому же, большая часть сбережений идет на решение жилищного вопроса. Только сравните: квартира далеко не лучших потребительских качеств в какой-нибудь минской Курасовщине будет стоить примерно 40 тыс. долларов, при том, что в куда более благополучной Чехии точно такая же квартира обойдется лишь ненамного дороже. Поэтому, чтобы воплотить в жизнь японский сценарий, Беларуси сначала надо решить эти вопросы.