Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by.

Оплата заказа в интернет-магазине наличными должна со временем уйти в прошлое 09.09.2015

Сергей КОЛЫКИН
консультант управления электронных систем контроля реализации товаров МНС

Безналичные платежи – это современно, комфортно, удобно и безопасно. Удобно потребителям и государству. Первые не заморачиваются ношением килограммов купюр, второе - существенно экономит на печати дензнаков. Но в этой истории есть и третья сторона – продавец.


Всегда ли он заинтересован в оплате по безналу? Что нужно сделать, чтобы владельцы интернет-магазинов и обычных розничных точек стремились обеспечить оплату товаров и услуг банковскими платежными картами?  


Какие новые законодательные меры призваны стимулировать безналичные расчеты в сфере торговли и оказания услуг рассказал финансовому проекту ВЫБЕРИ!BY  консультант управления электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Сергей Колыкин.


В чем конкретно заключаются последние нововведения в сфере безнала и как они повлияют на работу компаний, занятых в сфере розничной торговли и оказания услуг?


- Прежде всего, расширен сам перечень объектов торговли и оказания услуг, где должны быть установлены платежные терминалы. Теперь оплатить банковской картой можно услуги ремонта и технического обслуживания автомобилей. Для этого вида деятельности сняты территориальные и количественные ограничения. Теперь платежными терминалами должны быть оснащены все автомастерские и шиномонтажи, независимо от их расположения и количества работников.


Перечень объектов, где должны быть установлены платежные терминалы, пополнился торговыми объектами по продаже пиломатериалов и компаниями, занятыми организацией охоты и обеспечением проживания в домах охотников.


С 1 января 2016 года все белорусские интернет-магазины будут обязаны при доставке товара предоставить покупателю возможность рассчитаться банковской платежной картой. То есть курьер будет приезжать к клиенту не только с товаром и кассовым оборудованием, но и с платежным терминалом. Можно использовать более цивилизованную схему. То есть вначале клиент оплачивает товар через интернет по безналу, а только потом курьер доставляет заказ. В любом случае такой популярный способ расчета, как оплата наличными при заказе товара в интернет-магазине, со временем должен уйти в прошлое.


Чем вызвано решение расширить перечень объектов, которые обязаны использовать платежные терминалы?


- Интернет-торговля, услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей, организация охоты и проживания в домах охотника достаточно массово представлены в Республике Беларусь. С другой стороны, такие денежные поступления физических лиц, как заработная плата, пенсии и стипендии перечисляются на банковские счета. То есть необходимо установить баланс. Если потребители имеют возможность платить по безналу, нужно ее реализовать, предложив платежный терминал.


Более того, постановление не только обязывает владельцев объектов торговли и оказания услуг установить терминалы, но и в обязательном порядке использовать платежные терминалы. Другими словами, не должна возникнуть ситуация - терминал установлен, а безналичных расчетов нет. Если хозяин торговой точки не предоставляет возможность покупателям рассчитаться банковской картой, он будет нести административную ответственность.


Какова ответственность за умышленное неиспользование платежных терминалов?


- Если в ходе проверки будет установлен факт умышленного отказа от использования установленного платежного терминала, это повлечет применение ответственности по статье 12.20 Кодекса об Административных правонарушениях. Наказание последует как за отсутствие платежного терминала, так и за нарушение порядка его использования. И ответственность достаточно серьезная – для ИП до 100 базовых величин, а для юридических лиц от 10 до 200 базовых величин.


А если платежный терминал неисправен и нет возможности для безналичных расчетов?


- Это легко проследить. При установке платежного терминала компания заключает договор с банком-эквайером. В случае локального сбоя в работе оборудования и проблем с каналом связи с банком сервисная служба, ответственная за бесперебойную работу терминалов, выезжает на место и устраняет неисправность. По документам, составленным работниками, которые были заняты в устранении неполадок, всегда можно установить причину сбоя и время простаивания платежного терминала.


Бывают сбои в работе терминалов из-за неполадок в платежной системе. Это может быть даже проблема республиканского масштаба. Отдельная сервисная служба тут мало чем может помочь и придется ждать решения вопроса на более высоком уровне.


Может ли сложиться ситуация, когда хозяин платежного терминала намеренно выводит его из строя?


- Если платежный терминал в рабочем состоянии, но висит табличка «не обслуживается», то понятно, что собственнику будут предъявляться претензии за умышленное неиспользование оборудования.


Я думаю, что опытные технические специалисты смогут сразу отличить умышленный вывод из строя платежного терминала от системного сбоя, причина которого в неисправности оборудования и каналов связи с банком.

Сергей Колыкин: платежные терминалы для ИП и юридических лиц, нововведения в законодательство, перспективы развития безналичных платежей.