Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by.

Новости о 100% оплате коммуналки в Беларуси могут оказаться слухами 03.02.2016

Геннадий КАЛЁНОВ
исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости

Информация о том, что в Беларуси планируется ввести субсидии для частичного возмещения платы за ЖКУ и пользование жилыми помещениями, породила слухи о выходе с 1 мая на 100% оплату населением коммунальных услуг.


Финансовый проект ВЫБЕРИ!BY поинтересовался у исполнительного директора Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадия Калёнова, насколько вероятно такое развитие событий, и какие реформы в целом не помешали бы белорусскому ЖКХ с учетом зарубежной практики. 



Введение адресной соцпомощи еще не означает выход на 100% оплату ЖКУ


- Мне ничего о таком решении (100% оплата населением услуг ЖКХ) не известно. Мне известно о создании рабочей группы по разработке механизмов адресной социальной помощи потребителям ЖКУ. Но введение адресной социальной помощи не означает, что с этого момента будет 100% оплата всех ЖКУ. 


Сама идея предоставления адресной социальной помощи абсолютно верная. Помощь (за счет всех остальных налогоплательщиков) должны получать только те, кто в этом нуждается. 


Например, в Австрии, Германии и других странах гражданин и члены его семьи, владеющие недвижимостью, не получат адресную социальную помощь, пока не продадут недвижимость (квартира, дача) и имущество (автомобиль). Но в то же время любому гражданину, который остался и без имущества, и без работы, запрещено отключать коммунальные услуги за неуплату, и все расходы берет на себя государство. Включая предоставление социального арендного жилья. 


У нас совершенно другие условия, и к подобной модели можно прийти лет через 20 – 30, не раньше. 



Политическое решение о начале реформ в ЖКХ уже принято


– Политическое решение для начала реформ в ЖКХ было принято, когда в 2014 году главой государства были даны необходимые полномочия межведомственной рабочей группе по реформированию ЖКХ. Результатом стали изменения, которые затрагивают и суть управления многоэтажными жилыми домами, и тарифообразование. 


Отказ от перекрестного субсидирования и связанное с этим повышение тарифов – мера, однозначно не популярная у населения. У любого населения, любой страны. Особенно – в Беларуси, где люди буквально «заражены» патернализмом и даже не понимают, что являются коллективными собственниками многоэтажных жилых домов. 


Разумеется, когда кто-то брал на себя всю ответственность за содержание многоэтажек, субсидировал тарифы, это было комфортно. И необходимо было начинать реформы в ЖКХ в «сытые» годы. 


К сожалению, в то время жилищные службы, наоборот, превращались из инжиниринговых и управляющих организаций в социальные конторы, которые чем только не занимались. И повестки из военкоматов разносили, и за выгулом собак следили, и непрофильные активы на себя брали, и с шумом по ночам боролись. 


Большой плюс нынешнего руководства Минжилкомхоза в том, что эти «авгиевы конюшни» начали наконец чистить. Все приводится в соответствие с логикой экономики и здравого смысла. Но – времени мало, ситуация действительно не самая лучшая. В то же время откладывать реформы уже нельзя. Поэтому необходимо говорить с людьми, объяснять им все планируемые изменения. 


И совсем не обязательно на некоторые виды услуг (теплоснабжение, например) повышать тарифы до 100% оплаты, нужен баланс. 


Необходимо повышать ответственность собственников квартир и профессионализм управляющих


– Повышение тарифов – мера скорее вынужденная, чем осознанная. А сфера ЖКХ – уж очень сложная, чтобы вот так, несколькими предложениями, обозначить проблемы. 


Поэтому я выскажусь только об управлении частным жилым фондом совместными домовладениями. Совместное домовладение – самый сложный с точки зрения управления вид городского жилья. Даже в Австрии, Швейцарии и Германии. И в этих странах доля совместных домовладений небольшая. В Беларуси – почти 100%. 


Как мне кажется, в ближайшие годы нам необходимо сделать акцент на повышении ответственности собственников квартир и профессионализма управляющих. Для повышения ответственности собственников квартир необходимо создание Школ жилищного просвещения (для взрослых). 


Неинформированный собственник – это потенциальная жертва мошенников, им можно манипулировать по своему усмотрению. Суть идеальной системы управления в странах ЕС – это информированный собственник, профессиональный управляющий и их взаимное доверие. 


И еще я бы посоветовал белорусским законодателям отказаться от термина «дополнительные жилищно-коммунальные услуги», которого нет ни в одной стране мира. Эта не оправдавшая себя формулировка только всех запутывает, вызывает дополнительное количество жалоб. 


Необходимо четко разграничить ответственность собственника квартиры как совладельца многоэтажного жилого дома и его права как потребителя некоторых жилищно-коммунальных услуг. 


О конкуренции – не буду, это и так все знают.