Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by.

«Кормить» китайскую интернет-торговлю для Беларуси большая роскошь 03.12.2015

Андрей КАРПУНИН
Председатель Клуба финансовых директоров

Любовь белорусов пошопиться в иностранных онлайн-магазинах уже который месяц не дает спокойно спать белорусскому правительству. 


Пока вопрос об уплате НДС с заграничных посылок находится в подвешенном состоянии, председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин поделился с ВЫБЕРИ!BY своей точной зрения о том, смогут ли такие сборы снизить интерес белорусов к покупкам в иностранных онлайн-магазинах, способны ли «черные пятницы» стимулировать «купляць беларускае», и что все-таки мешает нашим товарам стать дешевле.


Беларуси китайскую экономику «кормить» накладно


- Боюсь показаться динозавром в своем мнении, но «кормить» экономику Поднебесной для нас, на самом деле, большая роскошь. По некоторым оценкам, в этом году на китайскую продукцию белорусы могут потратить больше миллиарда долларов. 


А ведь есть еще и российские интернет-магазины, американские, польские, и многие другие! Только за первое полугодие 2015 года жители Беларуси получили 4 млн 400 тысяч посылок с товарами из-за рубежа. Вполне логично, что чиновники пытаются любыми способами воспрепятствовать такому выводу валюты из страны. 


Поэтому, с точки зрения государства, барьер в виде какого-то налогового ограничения, конечно, необходим. И таких примеров история может привести немало. Например, в Англии всю вторую половину двадцатого века облагали налогами товары в посылках, и даже новые вещи в чемоданах! 


Примеры защитных действий в отношении посылок с зарубежными товарами в мире есть и сегодня. Если продолжать разговор о европейских странах, то в ЕС, к примеру, действует такой ограничитель – стоимость одной посылки из США или Китая не должна превышать 150 евро. О лимитах на заграничные покупки всерьез размышляют и в России.


То есть заградительные меры для потока интернет-покупок из-за рубежа актуальны даже для этих огромных экономик. Что уж говорить о Беларуси. К сожалению, для спасения рабочих мест и экономики некоторых отраслей ограничения и налоги в отношении посылок с иностранной продукцией нам практически наверняка вводить придется. Остается только уповать, что это будет сделано с умом.  


А если подходить к вопросу с точки зрения обывателя, то я тоже с удовольствием покупаю вещи в зарубежных интернет-магазинах - из-за экономии и широкого ассортимента.


За посылками в ближайшее приграничье


- Вопрос о введении налога на посылки с товарами из-за границы сейчас находится в подвешенном состоянии. Предлагаются различные сроки ввода таких пошлин, разные по жесткости варианты их расчета...


Снизится ли в итоге поток онлайн-покупок из Китая и России? Думаю, все будет зависеть от цели, которую поставят перед собой власти. Если цель - отбить у нас всякое желание покупать за рубежом, то и жесткость мер будет соответствующей. В любом случае, при введении каких-либо ограничений покупки станут более просчитанными, обдуманными, и из-за этого их станет меньше. 


Вместе с тем, без сомнений, барьеры породят и всякого рода обходные тропинки. Как вариант, почтовые отделения в Друскиненкае, Даугавпилсе и других приграничных городах введут крошечную плату за длительное хранение белорусских посылок, а их работники будут улыбаться нам при каждой выдаче бандероли, как самым родным людям.


Поможет ли Black Friday «купляць беларускае»? 

- В Беларуси в последнее время, учитывая кризис, многие торговые точки пытаются привлечь покупателей, предлагая скидки и рассрочки. Государство также постепенно вводит такие механизмы. Так, рассрочки и скидки в белорусских мебельных госмагазинах уже воспринимаются, как должное, а ведь еще года два назад такое сложно было себе представить. 


Еще одно нововведение, которое опять-таки было спущено государственным торговым точкам сверху – единый день скидок, или «черные пятницы». Это явление пришло к нам из западных стран, где так называют дни тотальных распродаж, когда товары можно купить со скидкой вплоть до 90%! 


Появление подобных механизмов в торговле вполне понятно. Каждый год открываются десятки новых торговых площадей, притом, что покупательская способность населения падает. К тому же подрастает молодое поколение, далекое от советских стандартов торговли и ориентированное на мировые тренды – распродажи, скидки, рассрочки, покупки онлайн и прочее. 


В то же время к новым условиям руководство Минторга и самих госмагазинов из-за своей инертности адаптируется все-таки очень медленно. Посмотрите на сайты большинства госмагазинов, и сразу станет ясно, что догонять современные тренды им надо куда интенсивнее и наценочки «причесать» не только сезонными скидками. Не говоря уже о каких-то культурных ивентах, более активном присутствии в соцсетях, современной рекламе…


Понятно, что и настоящей «черной пятницы», как таковой, в белорусских торговых точках мы пока не видели. Хотя клиенты покупают все меньше, а снижение складских запасов в приоритетах уже который год. 


Возможно, работающие в госмагазинах по 30-40 лет экономисты не смогли придумать ничего нового и побоялись обнулить наценку. А товароведы с таким же стажем не смогли дозвониться до производителей/поставщиков и убедить их установить специальные низкие цены на этот случай. Бухгалтера же в свою очередь заявили, что программа не позволяет правильно рассчитать налоги «из-за этой маркетинговой бесовщины». И, фигурально выражаясь, все сошлись во мнении: «няхай, лучше все так згние»...


Как бы там ни было, вывод один. Пока государственные торговые точки не станут так же зависимы от конъюнктуры и финансовых результатов, как частный бизнес, настоящей заинтересованности в клиентах в этой сфере нам ждать не приходится. И, к сожалению, здесь вряд ли «поможет» даже кризис, который, как известно, является самым великим катализатором-стимулятором. Скорее, мы станем очевидцами запретительных пошлин на зарубежные онлайн-покупки.


Цена белорусских товаров – вопрос к гадалке


- Даже теоретически сложно рассуждать, смогут ли когда-нибудь белорусские товары конкурировать по цене с китайскими. И это не касаясь самого ассортимента, который и близко не так широк. 
Дело в том, что у каждой единицы продукции есть себестоимость. Сюда входит цена импортного сырья, с учетом подстраховки от падающего курса рубля, зарплата с налогами (при объективно довольно низкой эффективности труда), а также стоимость энергоресурсов. 


В то же время не нужно забывать, что в нашей стране все еще не искоренена порочная практика перекрестного субсидирования энерготарифов. Живой пример: в октябре 2015 года для населения был установлен тариф, покрывающий «все экономически обоснованные затраты на 100%», в размере 2,5 млн рублей за 1 тыс.куб.м газа. В том же месяце всем коммерческим потребителям была установлена цена почти в 6 млн рублей за 1 тыс.куб.м (примерно 330 долларов США). И это при входящей цене газа для нашей страны в 140 долларов! К слову, в тех же странах ЕС дело обстоит преимущественно наоборот - тарифы на электроэнергию для населения здесь выше, чем для бизнеса.


И такая абракадабра едва ли не с каждой статьей затрат при производстве продукции в Беларуси. Поэтому вопрос «когда наша продукция станет дешевле?» нужно задавать астрологам и гадалкам.