Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by.

Касса банка появится в каждом смартфоне 26.11.2015

Александр СОТНИКОВ
начальник Главного управления развития цифровых банковских технологий Нацбанка

Беларусь по доступности финансовых услуг и проникновению безналичных расчетов сегодня - один из признанных лидеров в СНГ. В стране разработан проект указа о развитии цифровых банковских технологий, готовится стратегия в этой сфере на 2016-2020 годы.


Белорусские банки все активнее движутся в сторону виртуальных операций, предлагая клиентам интернет- и мобильный банкинг, онлайн-депозиты и кредиты. Каких изменений стоит ожидать белорусам в сфере банковских услуг, проекту ВЫБЕРИ!BY рассказал начальник Главного управления развития цифровых банковских технологий Национального банка Беларуси Александр Сотников.



Все услуги – в интернет


- Базой Стратегии развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, которую разрабатывает Национальный банк, является создание Межбанковской системы идентификации. Система, которую планируется запустить в работу к концу 2016 года, станет драйвером развития цифровых банковских технологий. 


В результате любой клиент, единожды идентифицировавшись в одной финансовой организации, сможет получать услуги и заключать сделки в любой другой финансовой организации. Это значит, что каждый житель Беларуси, в каком уголке страны он ни находился бы, сможет дистанционно с помощью интернета получать услуги и приобретать банковские продукты у любого банка страны, вне зависимости, располагается отделение этого банка физически в данном населенном пункте или нет. 


Таким образом, раскрутится механизм конкуренции. Банк будет понимать, что если раньше он был практически один, к примеру, в Глуске, то теперь там автоматически появляются все банки республики. Это побудит банки предлагать клиентам новые услуги. Например, дистанционный заказ и получение той же карточки – сейчас такой сервис предлагают единицы банков.


Кроме того, создание единой системы идентификации позволит развивать рынок банковских онлайн-продуктов. Помимо онлайн-депозитов банки смогут предлагать и онлайн-кредиты, поскольку получат доступ к кредитным историям потенциальных клиентов. 


К виртуальному банку готовься!


- Логичным продолжением цифровой трансформации банковского бизнеса станет полный переход банковских услуг в онлайн-пространство. То есть создание целиком виртуального банка. 


Дистанционные каналы взаимодействия с банком помогают существенно упростить жизнь человека в условиях тотальной нехватки времени. Поэтому, мне кажется, что как минимум для одного виртуального банка клиентская база есть уже сейчас.


Думаю, в числе клиентов первого виртуального банка буду и я сам. Через дорогу от моего дома находится банк, в котором мне надо забрать карточку для дочки. Карточка лежит там уже недели три, так как у меня просто физически нет времени туда зайти. И в ближайшие две недели это время не прорисовывается. 


Сколько всего будет виртуальных банков в нашей стране в обозримом будущем, зависит и от повышения уровня цифровой грамотности, и от потребности в тех продуктах и услугах, которые банки будут предлагать через цифровые каналы. 



Касса в каждом смартфоне


- Все, о чем мы сейчас говорим, будет построено на мобильных технологиях. Безусловно, какие-то сложные продукты, например, кредит на недвижимость или обучение, вряд ли перейдут в мобильную сферу, но простые банковские продукты могут и должны продаваться посредством мобильных технологий. 


Поэтому, если говорить о перспективах розничного и корпоративного банковского бизнеса то, условно говоря, виртуальный операционист будет находиться в мобильном телефоне каждого человека, который захочет воспользоваться такими услугами. 


Уже сейчас у многих банков есть мобильные приложения, которые позволяют осуществить довольно широкий спектр услуг. По данным Национального банка, среди систем дистанционного банковского обслуживания у мобильного банкинга самая большая динамика прироста количества клиентов.


В текущем году значительное количество банков либо вывело на рынок абсолютно новые мобильные решения, либо кардинально поменяло свои подходы и провело реинжиниринг существующих. Теперь главное - повысить эту конкуренцию, чтобы клиенты могли пользоваться продуктами разных банков, сравнивать функциональность и юзабельность этих мобильных приложений. 


Весь мир движется в сторону мобилизации. И цифры, безусловно, свидетельствуют, что за мобильными банковскими сервисами - будущее, они будут развиваться значительно более быстрыми темпами, чем остальные каналы предоставления банковских услуг.



Зеленый свет конкурентам


- Еще одной важной целью стратегии развития цифрового банкинга в нашей стране является повышение конкурентности цифровой банковской среды за счет включения в орбиту финансовых услуг не только банковских, но и иных кредитно-финансовых организаций. Они будут выполнять ряд несвойственных для банков функций и простых операций, очень важных для клиентов. К примеру, в сфере электронной коммерции. 


За рубежом, в частности, в России, Украине, в других странах Европы, есть достаточно большой пул подобных организаций. В Беларуси они тоже начинают появляться. К примеру, есть очень интересный минский стартап MintPay– сервис, посредством которого можно заказать и оплатить такси. Появились совместные решения по переводу с карточки на карточку у TUT.BY и БПС-Сбербанка, у Velcom и Белгазпромбанка. 


Банки вымрут или трансформируются?


- Существует мнение, что в будущем банки вымрут окончательно (думаю, это заявление как минимум спорно, и уж однозначно это дело не завтрашнего дня), а банковские клерки как экономические работники, работники сферы продаж будут потихоньку уступать место финтех-специалистам - когда люди одновременно являются специалистами в экономической области и достаточно развиты в ИТ-технологиях. В этом направлении движутся уже многие банки, в первую очередь, конечно, США, Западной Европы, Юго-Восточной Азии. 


Надо признать, что в целом проникновение цифровых технологий приводит к размытию банковских функций. И банки будут постепенно терять экспертную функцию, которая переходит к виртуальным сообществам. Речь идет о развитии так называемой краудэкономики и ее разновидностей – краудсорсинга, краудфандинга, краудинвестинга и краудлендинга. 


Чтобы принять решение по размещению или привлечению средств, сейчас не нужно идти в банк – достаточно получить в социальной сети совет от экспертов, которым вы доверяете. 


Вместе с тем сотрудничество банков с краудплощадками является перспективным направлением для дальнейшего развития финансового сектора. Тем банкам, которые найдут себя в краудэкономике, будет достаточно комфортно в цифровой экономике будущего. 


Без цифровой грамотности будет сложно


-Уверен, что цифровая грамотность будет являться одной из важных составляющих частей дигитализации белорусского общества, развития цифровых технологий, не только банковских, но и всех остальных в экономике стране. 


Потому что следующим этапом развития цифровых банковских технологий, а может быть, и параллельным, будет некая их синергия с другими государственными информационными системами, которые существуют либо будут разработаны в нашей стране, обмен между ними информацией, в том числе идентификационной, и построение такого цифрового общества, в котором мы будем в перспективе жить.


Человеку, не обладающему навыками работы в цифровом пространстве, будет достаточно сложно чувствовать себя комфортно в новой цифровой экосистеме.