Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by.

Зарплата в $200 и инфляция 20% - то, чего стоит ожидать, если Беларусь не получит новый кредит 17.12.2015

Ярослав РОМАНЧУК
руководитель Центра Мизеса

Несмотря на переговоры сразу с двумя финансовыми организациями – ЕФСР и МВФ, этот год Беларусь заканчивает без каких-либо четких результатов по желаемым 2-3 млрд долларов. Стороны никак не могут договориться по комплексу структурных реформ, на которые пойдут деньги, и срокам их реализации.


Что нужно сделать Беларуси для получения кредитов? Ждать ли дефолта, если взаймы не дадут? Кто может подтолкнуть Президента к реальным рыночным реформам? Своей точкой зрения по этим пунктам с ВЫБЕРИ!BY поделился руководитель Центра Мизеса Ярослав РОМАНЧУК.


Мяч на стороне Беларуси


- Международный валютный фонд и Евразийский фонд стабилизации и развития совершенно четко определили параметры выделения Беларуси очередных кредитов. Речь идет о переформатировании существующей экономической модели и создании институтов свободной рыночной экономики: либерализации цен, наведении порядка с госфинансами, прозрачности с точки зрения инвестиционной политики, тарифов. 


Требования западной и российской, или, точнее говоря, евразийской, стороны очень схожи. Здесь нет ничего нового или необычного. Но белорусская власть настойчиво продолжает делать вид, что этого не слышала.


В экономической политике ничего не меняется. Более того, она стала еще агрессивнее в плане сжимания рыночных институтов и антилиберализации. Чего только стоят последние действия Министерства торговли?! Имею в виду Mart Inn. Когда в течение года закрывается более 600 магазинов и объектов общественного питания, это не реформы. Это их профанация. 


Поэтому совершенно логично, что международные организации ждут, когда белорусские власти начнут действовать согласно обещанному на разных этапах переговоров. В том числе в рамках так называемой дорожной карты реформ.  Образно говоря, сейчас мяч на белорусской стороне.


Фьючерс для Президента


- Ситуация, когда страна ведет переговоры сразу с двумя кредиторами, сама по себе довольно пикантна. Некоторые эксперты даже называют такое положение белорусского лидера геополитическим шпагатом. Думаю, это не так. Глава государства находится в весьма привычной для себя позиции. 


Чтобы это понять, достаточно обратиться к недавней истории: в свое время Беларусь смогла получить кредит и от России, и от МВФ, и от Китая. Это был не шпагат, а кредитный треугольник. Совершенно потрясающая комбинация, которую Президент, наверняка, хочет повторить. И сейчас проверяет, насколько это возможно в новой ситуации. Как показал визит в Кремль (занимающий центральную роль в распределении средств ЕФСР), пока невозможно.


Учитывая ситуацию с главным вектором поддержки белорусской экономики, нельзя исключать, что склонность Александра Лукашенко к выполнению рекомендаций МВФ будет расти. Такой поворот реален, если Президент почувствует, что финансирование с российской стороны в течение ближайшего года без серьезных геополитических, военных уступок невозможно. Напомню, сейчас Россия требует от Беларуси как минимум размещения авиабазы. За это мы, скорее всего, могли бы получить желанные пару миллиардов долларов. 


В то же время нельзя исключать и такой поворот сюжета, когда выделение кредита станет жестом доброй воли с российской стороны (как это было в 2008 году), чтобы, с учетом очередной оттепели в белорусских отношениях с Западом, подкрепить лояльность ближайшего союзника. В таком случае это будет своеобразный фьючерс для Александра Лукашенко с расчетом на определенные действия руководства страны в будущем. 


Дефолта не будет, но выбирать придется


- Но если исключить возможные политические мотивы выделения средств Беларуси и сосредоточиться на экономических требованиях финансовых организаций, то сложно представить, что нам удастся получить полную сумму евразийского или западного кредита без серьезных структурных реформ. 


И ЕФСР, и МВФ уже поняли, что Беларуси деньги нужно выделять только траншами. Поэтому, если отношение руководства страны к реформам не изменится, в лучшем случае в 2015 году вместо необходимых 3 млрд долларов мы получим около 600 млн – по 300 млн долларов от каждого финансового института. Остальных траншей без конкретных действий мы не дождемся. 


Что будет, если кредиты мы не получим? Тогда можно ожидать существенного ухудшения экономической ситуации в стране. Конечно, дефолта, как предрекают некоторые аналитики, не будет – пока есть, что забрать у банков, продать, заложить. Но ключевые экономические показатели страны уйдут в еще больший минус. 


Можно ожидать падения ВВП на 3-7% и снижения долларового эквивалента заработной платы до 200-250 долларов. Резко ухудшится положение промышленных предприятий, а экспорт просядет еще процентов на 10. Инфляция при таком сценарии составит как минимум 15-20%. Хотя, откровенно говоря, показатель инфляции у нас перестал существовать еще в декабре 2014 года, когда Минторг и другие органы госуправления рьяно взялись сдерживать рост цен. 


При таком развитии событий власти опять окажутся перед выбором: реформировать экономику или оставить все, как есть. Будут  реформы - будет терапия с надеждой на выход из положения. А если продолжится проедание резервов и возможностей, как это было в 2015 году, тогда системный кризис будет только углубляться, захватывая новые сферы и сектора экономики.  


Кадры решают все


- Вместе с тем, даже если решение по реформированию экономики будет положительным, не стоит питать иллюзий относительно программы структурных реформ, подготовленной белорусскими властями. Это декорации, которые не имеют ничего общего с реальными структурными изменениями. Ради новых кредитов Беларусь готова пойти на любую имитацию реформ и подмену понятий, что очень ярко и убедительно показали последние пять лет. 


Маркерами настоящего старта реформ могло бы стать расформирование Минторга, ликвидация Банка развития, устранение порочной практики ценового регулирования, отмена секретной части государственных инвестиционных программ... Наконец, просто показательная продажа минских ГУМа и ЦУМа, как свидетельство того, что власти осознали тупиковость старой модели развития экономики. 


Но главное и первое, с чего нужно начать – это кадры. Старая метла по-новому мести не станет. И если одними и теми же руками делать «совок» и рынок, то на выходе, скорее всего, получится олигополия, олигархат, коррупционный захват государства группами давления. А это очень неприятный сценарий российского или украинского образца.


Поэтому переназначение руководства Совмина во главе с Андреем Кобяковым – плохой знак для тех, кто все-таки ждал хоть каких-то реформ. Без кадровой революции, замены тех людей, которые 20 лет говорили Президенту, что белорусский госплан - лучшая  экономическая модель в мире, серьезных позитивных изменений в экономике Беларуси ждать не приходится.


Подтолкнуть к реформам могут лоббисты


- Что могло бы побудить власти к реальным переменам в пользу рыночной экономики? Учитывая, что глава государства не склонен поддаваться неким внешним факторам, изменений, скорее, можно ждать изнутри. 


Движущей силой способны выступить лоббисты, которые до этого были непосредственными бенефициарами существующей модели экономики. И, конечно, их дети, которые уже стали менеджерами, управляющими, и хотят не стесняться своих майбахов, ламборгини и ездить открыто на уик-энды в австрийские Альпы.


Если эти силы решат убедить Президента в необходимости рыночных реформ, их действия могут оказаться гораздо эффективнее, чем любые доводы министров и тем более международных кредиторов.