Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by.

Белорусам придется сложно при любом кредиторе 10.03.2016

Евгений ПРЕЙГЕРМАН
Директор по исследованиям «Либерального клуба»

Беларусь согласовывает с Россией детали получения кредита, который в Минск перечислит Евразийский фонд стабилизации и развития. Кредитная программа может включить серьезные структурные реформы, а также дальнейшие ограничение роста зарплат, повышение тарифов на платные услуги и либерализацию цен. 


Есть ли у руководства Беларуси шанс избежать глобальной экономической перестройки, чего ждать белорусам в случае структурных реформ, и как отреагируют потенциальные западные кредиторы на выделение нашей стране евразийских денег? На эти вопросы финансовому проекту ВЫБЕРИ!BY ответил директор по исследованиям ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество Либеральный клуб» Евгений Прейгерман.



Любой вариант развития событий – непростой для народа


- В нашей ситуации кредит ЕФСР – последний маленький шанс для тех, кто надеется на некие эволюционные изменения в экономике Беларуси. Потому что, наверное, сегодня уже больше ничто, кроме выполнения условий внешних кредиторов, не дает надежду, что можно подтолкнуть власти к каким-то постепенным изменениям в сторону нормализации экономической политики. 


Вместе с тем мы в той ситуации, когда любое развитие событий не предвещает народу, в широком смысле этого слова, ничего хорошего. Перемены неизбежно будут вести к обострению социально-экономического ощущения. Это можно сравнить с ситуацией, когда человек долгое время не лечил больной зуб. Рано или поздно такой зуб нужно будет удалить. Иначе последуют разные «дополнительные эффекты», а в конце концов и есть уже станет невозможно. 


При этом и у Международного валютного фонда, и у Евразийского фонда стабилизации и развития кредитные условия практически одинаковые. И там, и там населению будет сложно. Так что тут вряд ли можно вести речь о том, что за счет каких-то институциональных различий мы сможем снизить порог неминуемой боли.



Заявления главного десижн-мейкера страны насчет реформ очень противоречивы


- Придем ли мы в итоге всех нынешних манипуляций к какому-то позитивному результату, прямым образом зависит от действий правительства по реформированию либо не реформированию экономики. Или более конкретно: по созданию или не созданию условий для дальнейшего развития конкурентной экономики. 


Как правило, человеческая психология, особенно постсоветская, соответствует принципу «пока петух не клюнет…». А если деньги где-то нашли, то это выглядит, будто петух не клюет. И сегодня, анализируя действия правительства, многие эксперты,  в том числе и МВФ, ЕФСР, приходят к выводу, что есть четкое указание руководства страны на сиюминутные действия по снятию симптомов, не задумываясь, что будет завтра. И это, конечно, опасно. В таком случае мы просто идем к тому, чтобы проесть новый кредит и жить по принципу, когда новые долги берутся, чтобы расплатиться со старыми. 


Но в то же время мы видим, что есть определенные импульсы, в том числе и высоко во власти, к тому, чтобы начать делать какие-то системные вещи. На это показывают и последние дискуссии, и выпуск некоторых книжек... Но, процитирую МВФ: главное увидеть такие импульсы от главного десижн-мейкера страны. Который пока озвучивает очень противоречивые мессенджи насчет того, что собирается делать. Судя по всему, он понимает, что без реформ не обойтись, но, как любой политический деятель, хочет сделать это максимально безболезненно для политического самоощущения системы.



Первую скрипку в выделении кредита ЕФСР сыграет политика


- Другое дело, что и сами кредиторы не всегда последовательны в своих требованиях. Особенно на постсоветском пространстве, в частности ЕФСР. Нет никаких сомнений, что здесь первую роль играют политические договоренности. Стоит вспомнить, что мы так и не получили последний транш предыдущего кредита, а уже практически объявляется, что будет новый. 


Понимая логику международных отношений на постсоветском пространстве, по другому и быть не может. Потому что, грубо говоря, у России как двигателя постсоветских интеграционных процессов не так много вариантов, как держать страны вместе, кроме как идти на уступки своим партнерам и выделять деньги даже в случаях, когда заемщик не выполняет условия кредитных отношений. И этот политический фактор будет оставаться. 


Что касается каких-то неочевидных условий кредита для Беларуси, таких как интеграционные проекты, размещение авиабазы, то это также может присутствовать. Но, думаю, в целом все сложнее, и вряд ли та же авиабаза станет главной причиной выделять или не выделять кредит.



Получение евразийских денег станет позитивным сигналом для МВФ


- Думаю, если Беларусь получит кредит ЕФСР, для МВФ это будет, скорее, положительным сигналом, чем отрицательным, потому что, как минимум, это будет означать, что не только МВФ входит в риски и является акционером, так сказать, сегодняшней экономической проблемы в Беларуси. 


В то же время, несмотря на улучшение отношений с ЕС и США, чтобы получить согласие западных кредиторов, нужны будут конкретные экономические действия со стороны Беларуси. МВФ - международная организация, и Беларусь ей не так значима, как России, поэтому склонности идти на попятную куда меньше.


Экономическая логика здесь играет центральное место, хотя могут быть и какие-то неэкономические нюансы. По той простой причине, что это межправительственная организация, голосуют правительства, в том числе и Россия, а у них логика не всегда может быть чисто экономическая.



Реформы не должны ограничиться повышением тарифов


- Важно понимать, что какие-то реформы, так или иначе, нам придется проводить. А учитывая, что это требование потенциальных кредиторов, проводить их придется еще быстрее. 


Вместе с тем всегда есть опасность, что системные реформы, начавшись как повышение тарифов для населения, не продолжатся на более глубоком уровне. А это, в свою очередь, грозит тем, что мы можем пойти по пути той же России, когда начало реформ сопровождалось монополизацией многих сфер и прекращением потом этих реформ, не доведя их до конца. 


Конечно, запустить реформы важно, и кредитные переговоры дают на это шанс. Но также важно, чтобы потом была политическая воля и системное видение, чтобы эти реформы продолжать.