Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by.

Беларусь имитирует реформы ради новых кредитов 19.04.2016

Ярослав РОМАНЧУК
руководитель Центра Мизеса

Беларусь недавно получила первые 500 млн долларов евразийского кредита и сейчас добивается новой кредитной программы с Международным валютным фондом. Между тем условия восточного и западного заемщиков практически идентичны – проведение в стране структурных реформ.


Можно ли считать такими реформами меры, которые предпринимаются государством сейчас, и готовы ли власти ради денег пойти на изменение существующей экономической модели? Своей точкой зрения с ВЫБЕРИ!BY поделился руководитель Центра Мизеса Ярослав РОМАНЧУК.



Реформами в Беларуси и не пахнет

- МВФ неоднократно говорил о том, что нужно сделать белорусской стороне, чтобы новое кредитное соглашение состоялось. Это целый комплекс мер, и, прежде всего, должна быть политическая воля двигаться в направлении полноценных рыночных реформ. 

Между тем Александр Лукашенко не раз заявлял, что никаких реформ нам не нужно, а все документы, принятые в этом году (и постановление № 78, и программа социально-экономического развития на 5 лет), по сути дела, консервируют существующее положение и не предполагают серьезных реформ. 


Ничего не поменялось. Страна не готова к тем серьезным изменениям, под которые МВФ может дать деньги. Для этого нужно, чтобы официальный Минск взял четкий курс на рыночные реформы. Причем делал это, открыто разговаривая с основными «стейхолдерами»: населением, бизнесом и инвесторами. 


Прозвучала фраза помощника президента Кирилла Рудого: мы проводим реформы, просто не говорим об этом. Если власти уверены в необходимости реформ, если без них не добьешься экономического роста и создания новых рабочих мест, то почему об этом нужно молчать в тряпку? Те меры, которые привел Рудый в качестве примера реформ, никак нельзя классифицировать как рыночные реформы. Они не являются козырем власти в переговорах с МВФ по получению кредита.

Так, заявлено о либерализации цен, но цены продолжают регулировать. За нарушение ценовой дисциплины Минторг может закрыть магазин или кафе. Заявлена пенсионная реформа, но сводить ее к повышению пенсионного возраста абсурдно. Реформа ЖКХ вроде бы должна была быть, но повышение монополистом тарифов не меняет отношения между монополистом и потребителями. Затыкание дыр в бюджетах государственных структур - это не рыночная реформа. Как видим, никакими реформами и не пахнет.

Тарифы на услуги ЖКХ вряд ли будут существенно снижены
Структурные реформы предполагают проведение приватизации, ликвидацию убыточных предприятий, блокировку монополистических практик и, конечно, отказ от торгового протекционизма. Важно перестать оказывать бюджетную поддержку государственным коммерческим организациям, дискриминировать частный сектор и вмешиваться в производство товаров и услуг. 


Мы видим, что белорусские власти продолжают поддерживать убыточные предприятия, называя их по иронии точками роста. Ситуация, когда детские сады и школы получают меньше бюджетных денег, чем крупные госпредприятия, аморальна и асоциальна. Структурных реформ в стране нет, если не ликвидированы очаги токсичного омертвленного капитала, которые накопились в белорусской экономике за последнее десятилетие.


Структурных реформ в налоговой сфере также нет. Налоговая нагрузка растет. Налоговые льготы раздаются направо-налево, причем без анализа их эффективности. Чтобы быть законопослушным налогоплательщиком, нужно знать содержание около тысячи документов. Попробуй еще их правильно интерпретируй… 


В сфере денежно-кредитной политики - инфляция почти 6 % за квартал, это безумно много! При этом ставки по депозитам и кредитам устанавливаются в ручном режиме. И это рыночные реформы? Протекционизм торговый как был, так и остался... Только сейчас не провальное импортозамещение, а «рациональное». Едва ли МВФ позволит себя обмануть вот такими дешевыми трюками. 

Новый кредит МВФ будет зависеть от коммуникабельности бюрократов

Поэтому все происходящее – это скорее попытка малой кровью, или имитацией, убедить МВФ: мы хорошие, мы доноры мира, на нас давит Россия, мы испытываем проблемы на рынке нашего главного партнера, дайте нам, пожалуйста, денег! Обещаем исправиться. 



Начинать нужно с азбуки макроэкономики

-  Какие структурные реформы нужны Беларуси в первую очередь?  Начнем хотя бы с либерализации цен. Это нужно делать не так, как сделали. Вроде бы цены свободные, но Минторг опять следит за дисциплиной цен, чтобы их не завышали, и может из-за этого даже магазин закрыть. Это не либерализация цен, это просто ее имитация. Национальный банк, в свою очередь, сегодня имеет право в ручном режиме назначать ставки по кредитам и по депозитам, что тоже является политикой административного регулирования цен. 


Помимо тарифов монополий все остальные цены должны быть свободными. Минторг вообще никакого отношения к ценам иметь не должен. Ни у одного органа госуправления не должно быть функции регулирования цен. А за стабильность цен, как и в любой цивилизованной стране, должен отвечать исключительно Национальный банк, и никто другой. Для снижения инфляции нужно использовать цивилизованные меры денежно-кредитной политики, а не установление предельных цен, издержек или прибыли. Это совершенно очевидные вещи - азбука макроэкономической политики.


Во-вторых, необходима системная бюджетная политика с четким определением того, как будут тратиться бюджетные деньги. Важна оценка эффективности разных бюджетных расходов. Нам необходимо ликвидировать корпоративную социальную помощь за счет бюджета. Полисимейкеры не знают, где сконцентрированы токсичные активы, поэтому раздавать деньги направо-налево, не определив состояние здоровья предприятий, это как сеять пшеницу на болоте. 

Нам нужен эффективный работающий институт банкротства, закон о честной, прозрачной приватизации, однозначно трактуемые, одинаковые для всех законы. Для начала надо запустить приватизацию в сфере розничной торговли и бытового обслуживания. Отмашкой для начала полноценных рыночных реформ я бы сделал открытую приватизацию ЦУМа и ГУМа в Минске, а также контролируемых чиновниками розничных сетей «Радзивиловский» и Белкоопсоюз. Нужна полноценная частная собственность, в том числе рынок земли. Расширение конкуренции в сфере банковских, финансовых услуг… Непочатый край работы. 


Многие страны Восточной Европы провели структурные реформы еще в 90-х. Нам есть у кого поучиться, причем как позитиву, так и негативу. Их реализация показала бы серьезность намерений Беларуси двигаться по пути реформирования экономической модели. Нам нужно готовиться к проведению  более сложных реформ: в сферах энергетики, водоснабжения, железнодорожного транспорта, почты. В этих секторах необходимо создавать полноценное конкурентное поле. 



Вероятность нужных изменений близка к нулю

- Белорусским властям сегодня нужно четкое признание своих ошибок. Вместо того, чтобы постоянно ссылаться на внешние факторы, нужно признать тупиковость существующей экономической модели. Без этого движение вперед невозможно. К сожалению, белорусские власти до сих пор этого не сделали. Не сказав «А», нельзя ожидать продолжения рыночных реформ. Поэтому с высокой долей вероятности структурных реформ в Беларуси в ближайшей перспективе не предвидится. 


С тем составом правительства, которое мы имеем сегодня, с тем распределением функций и полномочий реформы в Беларуси невозможны. Это абсолютно очевидно. Ставку нужно делать на правительство хотя бы прагматиков, я уже не говорю о рыночных реформаторах, которые бы четко заявили о том, что они будут делать, вели открытый диалог с экспертным сообществом, с бизнесом, и не притворялись, что у нас все хорошо, делая ставку на сохранение модели. 


Мы имеет бегство капитала, разочарование и депрессию предпринимательства, апатию производителей и острый дефицит исполнительной дисциплины в органах госуправления… Отношение чиновников к бизнесу сегодня такое: содрать с него три шкуры для краткосрочной балансировки бюджета, не думая о будущем. Это полностью тупиковый путь, который ведет к деградации экономики, уничтожению духа предпринимательства и дальнейшему обнищанию народа. 



Получит ли страна все транши евразийского кредита?


- В таких условиях мы не то что кредит МВФ не получим, но и рискуем не получить в полной мере евразийский, договор о выделении которого уже подписан и первый транш получен.  


Первые 500 млн долларов кредита, думаю, россияне решили выделить, чтобы позволить белорусской стороне погасить долги перед собой. Вполне возможно, что Кремль спросит: «Зачем нам поддерживать ваш «совок»? И, как было с последним траншем предыдущего кредита, они откажутся перечислять деньги, пока не увидят прогресс в сфере экономических реформ. Таким образом, экономическая составляющая, скорее всего, будет играть решающую роль не только для западных, но и для восточных кредиторов. 

Политических аспектов, таких как интеграция и союзное государство, уже недостаточно. Они, конечно, помогли белорусской стороне получить добро на 2 млрд долларов, но в очередной раз проедать кредиты кредиторы едва ли позволят. В условиях острого дефицита валюты белорусские власти могут пойти на залог акций «Беларуськалия» для получения кредитов под 10-12% в валюте. А это грабеж государства,  гимн некомпетентности государственной системы управления.

Ярослав Романчук:

  1. Лимиты на заграничные посылки не заставят «купляць беларускае»
  2. Зарплата в $200 и инфляция 20% - то, чего стоит ожидать, если Беларусь не получит новый кредит