Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by

Народ «голосует» рублем: краудфандинг из экзотики превратился в неминуемое будущее

29.03.2018 19:17

Первые пионеры краудэкономики появились в мире несколько десятилетий назад, в 2008 – 2009 годы на просторах интернета зажглись такие звезды как Kickstarter и Indiegogo, но до Беларуси волна краудфандинга докатилась только в 2015 году, когда в апреле начал работу проект «Улей». 

Говоря о странах, в которых краудэкономика набирает обороты, эксперты сходят в одном – общество созрело для перемен и бизнесу придется подстроиться под этот контекст или уйти с рынка. Тренды народного фондирования, вопрос его неизбежности и безоговорочной эффективности, - это и многое другое обсуждали участники Второй международной конференции по краудфандинг в Минске.

ВЫБЕРИ!BY пообщался с самыми интересными спикерами.

Эдуард Бабарико, основатель белорусской краудфандинговой платформы Ulei.by

Краудфандинг – это не благотворительность и не инвестиции. Мы говорим о предзаказе

- Спустя год многие люди не совсем понимают, что такое краудфандинг. Для некоторых это по-прежнему некая благотворительность или баловство, кто-то рассматривает такое фондирование как инвестиции, но мы говорим о том, что это не что иное как предзаказ. Люди платят за конкретный продукт, который хотят получить в будущем.

Сегодня расстояние между производителем и потребителем товаров постоянно сокращается, нас уже не нужны посредники. Более того, мировые тренды, о которых говорят в мире применительно к краудэкономике, свойственны и Беларуси. Существует несколько моделей краудфандинга, и мы для себя выбрали Reward-Based краудфандинг, то есть финансирование, основанное на системе вознаграждений. В течение первых 12 месяцев нами было привлечено порядка $80 000, а в последние 4 месяца эта сумма удвоилась. То есть мы наблюдаем удвоение суммы финансирования каждые 4 месяца. То, что краудфандинг наиболее эффективный метод созидания мы уверены, потому что наши рекламные бюджеты близки к нулю.

От литературы и музыке к модели идеального «наперстка»

- Наиболее охотно белорусы финансируют литературные проекты. Только за последний год краудфандинговые компании успешно завершили 15 проектов. Белорусы активно вкладывают в музыку, театр, спорт, благоустройство города. 

Прошло 16 месяцев и то, что задумывалось, как эксперимент, работает и развивается по экспоненте. Нам так кажется, что все мы в Беларуси можем сделать следующий шаг. Краудфандинг может быть эффективным в реальном секторе экономике и выводе новых продуктов на рынке. На том же Indiegog или Kickstarter десятки миллионов долларов собирают концептуальные решения в области продуктового дизайна от замка для велосипеда до непромокаемой походной сумки.

До сих пор «Улей» работал лишь с физлицами, но на данный момент разрабатывается схема, при которой юрлица также смогут получать финансирование через нас. Представьте, что каждый произведенный продукт уже будет иметь конечного потребителя, а значит мы минимизируем не только издержки на посредников, но и риски того, что товар будет не востребован.


Слава Рубин, основатель краудфандинговой платформы Indiegogo

Нам отказало 93 венчурных инвестора, но мы продолжали двигаться вперед

- Дело в том, что Indiegogo появилось в январе 2008 года, но в течение 3 лет мы не могли собрать никаких денег. Более того, 93 венчурных инвесторов нас отвергли. В связи с тем, что у нас не было опыта, и мы были очень наивны, мы продолжали двигаться вперед. И теперь у Indiegogo дела намного лучше. А те самые 93 венчурных инвестора хотят с нами сотрудничать. Порой лучше не знать никаких ограничений. Когда тебе 5 лет, ты много не знаешь, но полон креатива и все возможно.

Краудфандинг все больше распространяется в мире. В него начинают вовлекаться не только маленькие компании, но и крупные предприятия. Есть новая волна в краудфандинге, основанная на акционерном капитале. В ближайшие лет 5 именно эту волну мы и оседлаем. 


Виктор Бабарико, председатель правления Белгазпромбанка

Краудэкономика из экзотики превратилась в неминуемое будущее

- Если вы спросите у меня, успешна ли наша вторая конференция по краудфандингу, то дать ответ я смогу примерно через год. Успех – это, когда число желающих чем-то воспользоваться больше, чем мы можем это что-то предложить. Пока этого нету, но я увидел изменение аудитории. Люди в зале стали более подкованными. На первой конференции у нас складывалось мнение, что мы разговариваем на разных языках. В этот раз аудитория полностью понимала и наши рассуждения о «шэринге» и «краудэкономике», поддерживала диалог о роботизированной логистике и блокчейн. 

Людям не просто интересно это как экзотика, они понимают, что это неминуемое будущее и начинают думать, как встроить это в свой бизнес. То есть от теоретического аспекта мы переходим к прикладному, а значит такая конференция нужна и в следующем году мы ее будем проводить.

Мы живем в век глобальных изменений в отношениях производителей, потребителей и логистики. История про экспертные вещи забыта.

Рынок не то, чтобы не готов. Есть спрос на индивидуальное производство, но производитель не может пока предложить ему ввиду особенностей производственного процесса. Сегодня основное свойство, которым должен обладать тот, кто хочет жить хорошо, адаптивность.

Читайте также:

Мнения
Александр Змановский
Владелец «Высоцкий Консалтинг Минск»

Заработать деньги можно в любой стране и точке земного шара, однако подходы к предпринимательству в каждой стране уникальны. Чем же отличается белорусский бизнес от российского или казахстанского?

15.03.2018 15:41
Все мнения