Лучшие курсы, правильные кредиты
и умные вклады на viberi.by.

Живая очередь – организованный порядок или «Вас тут не стояло»? Комментарий юриста 10.01.2018

Портал ВЫБЕРИ!BY писал о конфликте стихийных очередей за дешевыми квартирами, который разыгрался недавно под дверями УКСа Центрального района г. Минска. Мы решили получить комментарий юриста по вопросам теории и практики очередей.

Читайте также:

Битва за квадратные метры – как минчане создают стихийные очереди за дешевыми квартирами,

Битва за квадратные метры – продолжение. Что происходило сегодня утром около УКС Центрального района,

Битва за квадратные метры – новые очереди за квартирами у УКС Центрального района.

В конфликте очередей около УКС Центрального района, о котором писали все крупные белорусские Интернет-СМИ, у представителей каждой очереди была своя правда. Одни организованно отмечались в списках на протяжении месяцев (некоторые – на протяжении года), другие дежурили под дверями несколько суток на холоде. Сам УКС, как впрочем, и все другие государственные организации и учреждения, от конфликта дистанцировался, по крайней мере, на словах. Напомним, в итоге в УКС для подачи заявлений прошли представители «живой» очереди, которая, по заявлению представителей УКСа, является единственно приемлемой. Как утверждали участники «списочной» очереди, признавать за ними какие-либо права представители УКСа отказались, мотивировав это отсутствием для этого законных оснований.

Отметим, что живая очередь около УКС Центрального района по-прежнему стоит – 10 января в УКС будут принимать заявления на долевое строительство квартир по январской декларации. Несмотря на то, что стоимость «квадрата» в ней немного подросла (820$ за кв.м. в «однушках» и 780$ за кв.м. в «двушках»), желающих стоять в живой очереди хватает – люди продолжают дежурить сутками на морозе, надеясь приобрести квартиру по цене ниже средней по Минску.

«Я только спросить!»

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с «живыми» и списочными очередями и с нарушениями порядка очереди – особенно в «живых» очередях. Классический пример – прием у врачей в поликлинике, к которым выстраивается обычно три очереди: по талонам, без талонов, и «я только спросить». Очереди мы выстаиваем в магазинах, банках, общественных учреждениях и даже, простите, туалетах.

Общественные учреждения, как государственные, так и частные (банки, аптеки и т.п.), в последние годы повсеместно внедряют электронные очереди с диспенсерами (машинами-раздатчиками) талонов – это предотвращает конфликты типа «кто за кем стоял». В «живой» очереди такие конфликты случаются постоянно, особенно, если на кону стоит не палка колбасы, а крупная сумма денег – например, квартира по цене заметно ниже среднерыночной.

Обычно организацией очередей за ценными товарами или услугами занимаются продавцы или поставщики услуг – от автомобильных дилеров и дипломатических консульств до органов местной власти. В таких случаях участникам очереди можно опасаться лишь коррупции со стороны должностных лиц, отвечающих за ведение очереди, однако подобные случаи регулируются Уголовным Кодексом. А вот чем регулируется «живая» очередь, кроме совести ее участников?

Что говорит об очередях закон?

Мы решили спросить у юриста, существуют ли какие-то правовые нормы, которыми регулируются стихийные очереди. Ситуацию прокомментировал директор ООО «Юридическая компания «Телвел Лигл» (@TelvelLegal) Игорь СОЛОВЕЙ.

ВЫБЕРИ!BY: Существуют ли какие-то правовые нормы, регулирующие стихийные «живые» очереди? Например, пожилой пенсионер стоит в очереди в поликлинике, и кто-то перед ним пытается пройти без очереди к врачу – к чему (или к кому) можно апеллировать, кроме совести и прочих субъективных этических норм?

Игорь СОЛОВЕЙ: Следует отметить, что в Республике Беларусь отсутствует отдельный нормативный правовой акт, всесторонне регламентирующий аспекты «живой» очереди. Вместе с тем в ряде Законов Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, а также подзаконных актах имеются нормы, регламентирующие порядок льготного обслуживания тех или иных категорий граждан либо деятельность отдельных организаций, учреждений и т.д. Также очередность предоставления тех или иных услуг могут быть предусмотрены ведомственными документами учреждений, организаций.

Например,  в п. 81 Правил бытового обслуживания потребителей (в редакции от 01.07.2017) прямо указано, что «обслуживание потребителей в парикмахерской осуществляется в порядке общей очереди. По решению исполнителя такое обслуживание может осуществляться по предварительной записи или путем предварительной выдачи талонов на обслуживание». При этом в этих же Правилах указано, что в фотоателье и парикмахерских, не имеющих детских залов, дети до 7 лет обслуживаются «вне очереди». Инвалиды I группы, инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата II и III группы имеют право на обслуживание в объектах бытового обслуживания «в первоочередном порядке».

Или, например, Закон Республики Беларусь «О ветеранах» (в редакции от 06.12.2017) предоставляет право на «внеочередное обслуживание» в организациях здравоохранения инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств. Также им предоставляется право на внеочередное пользование всеми видами услуг связи, физкультурно-оздоровительных услуг, услуг организаций культуры, подразделений юридических лиц, осуществляющих культурную деятельность, приобретение билетов на все виды транспорта, льготное обслуживание организациями розничной торговли и бытового обслуживания, а также на внеочередной прием в установленном порядке в стационарные учреждения социального обслуживания. Кроме того, указанная категория граждан имеет право на первоочередное вступление в гаражные кооперативы, кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок и др.

ВЫБЕРИ!BY: Приводимые вами примеры законодательных актов возлагают на ответственность за соблюдение прав людей в очереди на организации, услугами которых эти люди собираются воспользоваться. Но если говорить о примере живой очереди за квартирами в УКС Центрального района, то можно ли говорить о какой-то регламентированной законом обязанности администрации данного учреждения следить за порядком в очереди? Или же участники таких очередей сами должны выяснять отношения?

Игорь СОЛОВЕЙ: В данном конкретном случае, так как к приобретению квартир не имеют отношение граждане, имеющие льготы, такой законодательно закрепленной обязанности у работников УКС Центрального района г. Минска не имеется. Другой вопрос, что, учитывая определенный ажиотаж у населения и возникновение различных конфликтных ситуаций у желающих приобрести квартиры по привлекательной стоимости, УКС Центрального района г. Минска кроме условий, касающихся необходимости внесения полной стоимости за квартиру в короткий срок после заключения договора, может по собственной инициативе утвердить и иные требования, регламентирующие порядок приобретения данных квартир, в том числе касающиеся очередности.  На данный же момент граждане, стоящие в очереди, должны руководствоваться общепринятыми нормами морали и поведения в обществе.

Автор: viberi.by
Тэги: Игорь Соловей, УКС Центрального района, дешевые квартиры

Мнения
Денис ЛАВНИКЕВИЧ
Сооснователь проекта «Криптоталер»
Не так давно в Беларуси появились первые локальные криптовалюты – Талера и Бульбакойна. И если второй проект, промелькнув в СМИ, больше себя никак не проявил, то Талер набирает обороты.
01.09.2018
Все мнения